Алена Мингалева
Взаимодействие с родителями по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС до.
▼ Скачать + Заказать документы
Все родители хотят видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым. Но дома дети в основном заняты просмотром телепередач, компьютерными играми, занятиями и играми умственного плана. Занятость родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе. Удобно, когда ребенок сидит и не шумит, при этом потребность в движениях не возмещается. Начав водить ребенка в детский сад, родители часто перекладывают на плечи педагогов физическое воспитание своих детей. Здоровье ребенка полностью зависит от взрослых и это большая работа.
Публикация «Взаимодействие с родителями по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС до,» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» установленными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155, появляются новые требования на повышение социального статуса дошкольного образования, которые предполагают современных подходов поиска новых форм, средств, методов и приемов по качеству дошкольного образования, что обеспечит новый современный уровень качества дошкольного образования. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Важными направлениями деятельности ДОУ становятся:
• обеспечение нового подхода к качественному дошкольному образованию; усиление взаимосвязи всех участников образовательной деятельности, интеграции образовательного и воспитательного потенциала ДОУ;
• обеспечение индивидуализированного развития каждого ребенка при тесном сотрудничестве ДОУ с семьей;
• обеспечение консультативной, методической, психолого-педагогической поддержки родителям (законным представителям) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Результаты анализа деятельности ДОУ и запросов родителей, показали необходимость создания условий для развития личности и поддержки здоровья каждого ребенка, развития его способностей, интересов, ключевых компетентностей, творческого самовыражения в разнообразных видах деятельности определяют руководящие идеи дальнейшего развития ДОУ. На первом месте находится здоровьесбережение детей. В связи с этим встает вопрос о применении эффективных здоровьеформирующих технологий, направленных на формирование культуры здорового образа жизни и безопасного поведения.
В нашем дошкольном учреждении физическому развитию детей уделяется большое внимание, так как детский сад посещают дети с бронхо-легочной патологией (бронхиальная астма, атопический дерматит, респираторный аллергоз и др.). Разработана и успешно внедряется комплексно - целевая программа «Будь здоров!», которая включает физкультурные, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, а также рабочие программы по физической культуре для каждого возраста, организован родительский клуб "Будь здоров!".
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ по физической культуре ведем по четырем направлениям:
• информационно – аналитическое,
• наглядно – информационное,
• досуговое направление,
• познавательное направление.
Информационно – аналитическое:
С целью изучения семьи, выяснения потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью», "Какое место занимает физкультура в вашей семье", «Здоровый образ жизни в семье», «Спортивные игры дома». Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
- папки - передвижки и папки-ширмы «Здоровейка», «По Совету всему свету», «Спортивные игры», «Погладим воду» и др.
- фотомонтажы «Из жизни группы», «В кругу семьи».
- фотовыставки «Папа, мама, я – спортивная семья», «Семья – здоровый образ жизни».
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мы активизировали родителей используя, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Поиграем», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Познавательное направление - это повышение компетенций родителей в вопросах здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
С этой целью мы использовали активные формы и методы работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки нестандартного оборудования, изготовленного родителями;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- беседы с детьми и родителями
-проектная деятельность
- группы в социальных сетях
- Журнал ЗОЖ для детей и их родителей.
-родительский клуб "Будь здоров!" (см. Приложение).
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В ДОУ проведены:
-совместные занятия с родителями - «Мой веселый мяч», «Играем в теннис», «Корригирующая гимнастика», ", и др. На занятиях, совместных с родителями и детьми, реализуются задачи пропаганды здорового образа жизни, расширения кругозора родителей в области физического воспитания ребенка, обогащения детско-родительских взаимоотношений. Занятия проводятся раз в квартал, их содержание интересно и увлекательно. Результатом таких занятий являются взаимные открытия, радость общения родителей и детей, приобретение опыта двигательного взаимодействия.
- «Дружим со спортсменами» (встреча со спортсменами города или спортсменами- родителями,
- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «Мама, папа и я - спортивная семья», «Защитники Отечества», "Мы со спортом дружим", "Минута Славы", "Олимпиада", "Зарница",
- совместные проекты «Коми спортсмены – наша гордость», «Российские спортсмены – наша гордость», «Семья – школа здоровья»,
- выпуск семейных газет «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Закаляемся»
-конкурс фотографий в социальных сетях «Символ года»,
-флешмобы «День Победы», «Мы вместе».
Хотя наши дети ослабленные, с бронхо-легочной патологией, родители поддерживают своих детей на городских соревнованиях «Мама, папа и я – спортивная семья», "Папа и мы - спортивны и дружны", "Тайны тропок", «Зиг-заг удачи» и др.
Показатели эффективности оздоровительной деятельности:
• Соответствие уровня физического развития возрастным критериям
• Результативность физической подготовленности дошкольников
• Наличие стойких привычек по уходу за своим телом в целях сохранения и укрепления своего здоровья
• Положительная динамика посещаемости детьми ДОУ
• Переход детей из одной группы здоровья в другую
Общая заболеваемость детей, посещающих ДОУ-20 остается на высоких цифрах, за счет в основном острых заболеваний верхних дыхательных путей, что связано с уже имеющимся неблагоприятным фоном – патологией органов дыхания.
Как видно из таблиц, впервые за 3 года - индекс здоровья повысился до 3%, что говорит об эффективности проделанной работы.
Разработали показатели эффективности взаимодействия с родителями:
1. Увеличение числа родителей (законных представителей, проявляющих высокую активность в образовательной деятельности
2. Увеличение числа родителей удовлетворенных работой ДОУ.
3. Увеличение числа родителей активно участвующих конкурсах (МО, РК).
Наименование показателя 2014 г. 2015г.
Высокий уровень родительской удовлетворенности. 83 % 93 %
Высокая активность в образовательной деятельности ДОУ 17 % 68 %
Доля родителей, активно участвующих конкурсах (МО, РК). 4 % 24 %
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Для развития ребенка необходимо тесное сотрудничество семьи и ДОУ. Вовлечение родителей в качестве активных участников образовательного процесса будет плодотворно влиять на детско-родительские отношения.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитать культуру здоровья. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут уметь сохранять и укреплять свое здоровье.
Литература
3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. – М., 2007.
4. Глушкова Г. Здоровье и физическая культура – Ребенок в детском саду. – №2. – 2003.
5. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – М., 2002.
6. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. Под ред. З. И. Бересневой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 32с. (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”).
8. Растим здоровое будущее (Научно-практический сборник инновационного опыта по программе “Здоровье с детства”). – Киров, 2004.
9. Степанова Е. Н. Калейдоскоп родительских собраний – М., 2009.
10. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Основы безопасности детей дошкольного возраста: программа для дошкольных образовательных учреждений – М., 1998.
Новые подходы в работе с родителями - Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 6/2007
11. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания – Дошкольное воспитание. – №4. – 2008.