Бакушкина Татьяна Николаевна
Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации ребенка с нарушением зрения к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Заведующая детским садом, старший воспитатель, воспитатели групп проводят родительские собрания. На первом родительском собрании родителей знакомят с психофизиологическими особо и постами детей, со спецификой взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, предлагают их вниманию режим и группе и вариант планирования воспитательно-образовательной работы.
Публикация «Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации ребенка с нарушением зрения к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
По предварительно составленным спискам, в удобное для родителей время, детей (не более трех человек в один день) следует приглашать в групповую комнату. В течение двух часов им нужно дать возможность осмотреться, поиграть, пообщаться со сверстниками, воспитателями. Пока дети играют, родители могут заполнить анкеты, индивидуальные рекомендации относительно подготовки ребенка к поступлению в детский сад.
Во время первой встречи с родителями ставят ряд целей :
•В индивидуальных беседах выяснить условия жизни ребенка дома, получить сведения о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми членами семьи.
•Рассказать о задачах работы группы, познакомить с программой воспитания и обучения, по которой работает детский сад; помочь родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимость его социализации в среде незнакомых взрослых и сверстников.
•Познакомить их с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми.
•Рассказать о режиме дня и расписании занятий в группе.
•Предложить заполнить «Родительский договор».
Во время второй встречи с родителями нужно разъяснить значение режима дня, ритмов сна, активного бодрствования, прогулок. Уточнить пожелания родителей по вопросам питания ребенка, формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических ни мы ков и т. д. Ознакомить с «Памяткой для родителей».
Необходимо обратить внимание родителей на то, что умения играть, общаться формируются у детей под воздействием среды и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Развивая и удовлетворяя интерес ребенка к окружающему, родители не должны искусственно ограничивать круг его общения, напротив, следует стимулировать желание контактировать с посторонними взрослыми. В присутствии родных это дается ребенку легче.
Контакты ребенка с посторонними взрослыми часто ограничиваются его общением с врачом поликлиники, медсестрой, и не всегда это общение бывает приятным. Чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к посторонним людям, необходимо, чтобы этот опыт был положительным. Поэтому содержание общения с другими взрослыми — весьма существенный фактор, на который необходимо обращать внимание при расширении круга общения ребенка.
Чем чаще ребенок будет общаться со взрослыми и детьми в квартире, во дворе, на и детской площадке, около дома, в сквере, т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет адаптироваться к условиям детского сада.
Кроме бесед и консультаций, нужно проводить родительские собрания. Работники дошкольного учреждения на этих собраниях должны рассказать об особенностях привыкания детей того или иного возраста обсудить с родителями вопросы подготовки ребенка в семье. Тематика собраний может быть различной: особенности возраста детей, особенности режима дня и методика его организации; характер поведения детей при поступлении с детское учреждение и его зависимость от опыта общения ребенка; роль семьи в период адаптации ребенка к детскому учреждению; нужно ли готовить. детей к поступлению в дошкольное учреждение и др.
После родительского собрания надо показать родителям группу, ознакомить с условиями воспитания детей в данном дошкольном учреждении. Воспитатель и старший воспитатель в беседах с родителями выясняют, где и как спит, ест ребенок, какие навыки ужо сформированы, какие привычки сложились, как зовут ребенка дома, во что он больше всего любит играть, есть ли у него любимая игрушка, какая именно и др.
Необходимо проводить дни открытых дверей для родителей. Данный вид работы формирует у родителей доверие к общественной системе воспитания, сознание необходимости социализации ребенка (В. Н. Гуров).
В течение дня родители могут пронаблюдать организацию ухода за детьми и группе, увидеть, какие навыки самообслуживания есть у детей, уже давно посещающих дошкольное учреждение, заметить, насколько они смелее, увереннее, общительнее новеньких. Родители смогут заметить разницу в семейном и общественном воспитании и учесть это при воспитании своего ребенка.
В этот день родители не только наблюдают, но и перенимают приемы и методы, которыми пользуется воспитатель, знакомятся с методикой организации сна, кормления, туалета детей в группе и переносят это в семью.
Следует обратить внимание родителей на подбор игрушек, необходимых для данного возраста, принцип их расположения в группе, на обучение детей предметным действиям. Важно, чтобы они увидели и специально организованные воспитателем занятия, игры и обучение детей на занятиях.
В первый день посещения ребенком группы рекомендуется практиковать его кратковременное знакомство с воспитателем. Его следует проводить в присутствии близких, и оно должно быть направлено на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребенком и воспитателем в новой для него ситуации. Для этого рекомендуется в первые дни для ребенка с мамой провести небольшие экскурсии по группе. Лучше отводить для таких посещений вечернее время, когда большинство детей уже ушли домой. В эти первые посещения ребенок как бы оценивает обстоятельства, поэтому надо попробовать привлечь, заинтересовать его игрушками, остаться с ним наедине без родителей на 10-15 минут, понаблюдать за ним.
В зависимости от уровня навыков общения ребенка контакт, устанавливаемый с семьей, должен быть дифференцирован, т, е. в соответствии с группой адаптации ребенка должны быть определены объем и содержание работы с семьей. По отношению к детям I группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и более объемной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и методистом дошкольного учреждения. Единая, согласованная с семьей система педагогических воздействий, опирающаяся на знание возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.