Папки-передвижки

Взаимодействие родителей и детей как детерминант психического развития ребёнка

Инна Ковалева
Взаимодействие родителей и детей как детерминант психического развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие родителей и детей как детерминант психического развития ребёнка

В последние годы в педагогике и психологии всё большее распространение получает идея о сильной биологической обусловленности родительского чувства. Для благополучного «запуска» биологической основы материнства существенны три фактора – сензитивный период, ключевые раздражители и импринтинг [1, с. 27].

Публикация «Взаимодействие родителей и детей как детерминант психического развития ребёнка» размещена в разделах

Существует мнение, что сензиттивным периодом материнства является первые 36 часов после родов у матери. Если в это время маме была предоставлена возможность общения с новорожденным, так называемого контакта «кожа-кожа», то у мамы появляется психологическое запечатление на этого ребёнка. Душевная (интимная) связь у матери с ребёнком в этом случае образуется быстрее, становиться более глубокой и полноценной.

Мощным поощрением для матери становится детская улыбка. Мама придаёт улыбке своего ребёнка коммуникативное значение. Впоследствии улыбка становится специфической реакцией на приближение лица человека к малышу. На основании этого можно сделать вывод о том, что если вовремя использовать сензитивный период материнства, то это послужит гарантией хорошего контакта, позитивного взаимодействия, а также тёплой атмосферы общения мамы и ребёнка [1, с. 30].

Стиль общения родителей с ребёнком является очень репродуктивным, поскольку во многом задан семейными традициями. Например, матери склонны к воспроизведению того стиля воспитания, который преобладал в их собственном детстве. Кроме того, установлено, что нередко матери повторяют стиль воспитания своих матерей.

Заострённость черт характера родителей, зачастую патологическая, порождает особенности отношения к ребёнку. Например, родители могут не замечать свои черты характера или поведения, на проявление которых у ребёнка, они реагирую аффективно, стараясь их искоренить. Так родители бессознательно проецирует свои проблемы на ребёнка, реагируя затем на них, как на собственные. Например, настойчивое желание родителей сделать из ребёнка «самого-самого» может являться компенсацией родителями чувства переживания себя как неудачника, своей недееспособности.

Однако проектирование родительских конфликтов на ребёнка не предрекает стиля родительского отношения к нему. В одних случаях это может вытечь в открытое эмоциональное отвержение родителей к ребёнку. В других случаях может принять более утрированную форму: обернётся либо гиперпротекцией либо гипоопекой.

Особенно сильное обострение конфликтного отношения к ребёнку дошкольного возраста наблюдается в семьях, где есть ещё один маленький ребёнок. В этом случае родители зачастую переоценивают достоинства младшего ребёнка. Недостатки дошкольника на этом фоне становиться невыносимыми. Существует точка зрения, что «воспроизведение стиля воспитания из поколения в поколение – общая закономерность». Большое значение для формирования определённого стиля общения с детьми в семье имеют социокультурные традиции [3, с. 123].

В исследование и развитие проблемы влияния отношения и поведения на поведение ребёнка существенный вклад внесла исследователь Л. Беньямин. Построенная её модель взаимоотношений «ребёнок-родитель» позволяет охарактеризовать поведение и родителя, и ребёнка. Согласно ей, связь между поведением ребёнка и поведением родителей не является однозначной. Ребёнок может реагировать различными способами на одно и то же поведение родителей. Ответом на родительское поведение вместо бегства может быть и «защита». То есть, если родители отвергают его, он может пытаться вести себя с ними так, будто они его очень любят, очень внимательны к нему. Тем самым он ребёнок как бы приглашает родителей изменить своё отношение к нему. Если следовать этой модели, можно сделать предположение о том, что ребёнок, когда вырастет, начнёт себя вести так по отношению к другим, как его родители вели себя по отношению к нему [2, с. 94].

По мере того как идёт формирование самосознания ребёнка, можно выделить несколько типов общения [2, с. 94] :

– прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения;

– опосредованная детерминация самоотношения ребёнка путём формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний;

– контроль за поведением ребёнка, в котором ребёнок усваивает параметры и способы самоконтроля;

– косвенное управление формированием самосознания путём вовлечения ребёнка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ самого себя [2, с. 94].

Родителями в ребёнке выделяются следующие важнейшие черты: способность к самоорганизации, целеустремлённость, волевые качества; дисциплинированность; подчинение родительскому авторитету; интерес к занятиям; способности (память, ум и т. д.). Одновременно эти черты являются и объектом их внушающего воздействия.

Внушаемые ребёнку самооценка и образ могут быть и положительными, и отрицательными. По мнению известного мыслителя Ж. П. Рихтер: «Названия – странная вещь, если дитя солжёт, испугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он лгун. Вы разрушаете его нравственное доверие к себе, определяя его как лгуна».

Родители и другие взрослые, не только члены семьи, оказывают существенное влияние на формирование «Я – образа» ребёнка, на его самоуважение. Внушая ребёнку собственный образ его родитель, кроме того, и вооружает ребёнка конкретными оценками, стандартными шаблонами выполнения каких-либо действий, на которые стоит опираться. Если это реалистично, ребёнок повышает своё самоуважение и формирует положительный «Я – образ», если нет – то неуспех приводит ребёнка к потере веры в себя, к потере самоуважения.

Список использованной литературы

1. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. –М. : АРКТИ, 2003.

2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М. :Владос, 2002. – 160 с.

3. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Спб. : Издательство «Речь», 1995. – 271с.

Публикации по теме:

«Арт-терапия как средство сохранения психического здоровья ребёнка» Различные эмоциональные переживания – естественная и неотъемлемая составляющая мира ребенка. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития Духовно – нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития М. Н. Беретарь, Воспитатель коррекционной группы, МБДОУ.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка Тема: «Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребенка» Дошкольный возраст – не только счастливый, но и очень.

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

Интеграция как средство развития ребёнка Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодняшний семинар – практикум посвящен теме «Интеграция как средство развития ребёнка». Слайд.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка» Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль.

Мяч в жизни ребёнка. Информация для родителей в рамках пропаганды здорового образа жизни и гармоничного развития ребёнка. Мяч в развитии ребёнка. Уважаемые родители! Откройте для себя важность и незаменимость мяча в развитии вашего ребёнка. Игра – неизменный.

Особенности обучения детей с задержкой психического развития Особенности обучения детей с задержкой психического развития. Составитель Согомонян Г. Г. Одной из задач преобразования нашего общества.

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка Подвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребёнка, характеризующая точным и своевременным выполнением заданий,.

Психологические особенности детей с задержкой психического развитияПсихологические особенности детей с задержкой психического развития Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие родителей и детей как детерминант психического развития ребёнка
Опубликовано: 9 августа 2017 в 10:20
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие родителей и детей как детерминант психического развития ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Инна Ковалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД