Галина Шелудякова
Интеграция как средство развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодняшний семинар – практикум посвящен теме «Интеграция как средство развития ребёнка».
Слайд 2
Как помочь вам - педагогам в реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ? Как активизировать деятельность каждого педагога? Какими средствами и способами это можно сделать? Об этом я предлагаю поговорить сегодня на семинаре.
Слайд 3
А мы начинаем нашу работу.
Публикация «Интеграция как средство развития ребёнка» размещена в разделах
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть.
Слайд 4
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе объединения, взаимопроникновения образовательных областей.
Слайд 5
На слайде представлены слова. Подберите слова - синонимы к понятию «интеграция», как вы понимаете это слово из предложенных слов на слайде: взаимодействие, соединение, совмещение, объединение, «два в одном». Синонимов понятия «интеграция» много, определений в различных источниках тоже.
Самое доступное, но отражающее наиболее точно суть данного понятия следующее: «Интеграция — это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития».
Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ — интегрированные занятия.
Слайд 6
Я думаю, что вы со мной согласитесь, что в последние годы возрос интерес к интегрированным занятиям. И "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, музыка, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащает словарь, развиваются коммуникативные умения. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности.
Слайд 7
Обращаю ваше внимание на актуальность проведения интегрированных занятий
1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях в его многообразии и единстве
2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности
3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности
4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности
5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов
Слайд 8
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей основными целями и задачами интегрированных занятий являются :
Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).
Основными задачами занятий являются:
• формирование эстетического восприятия окружающего мира;
• приобщение к миру искусства;
• воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству,
• умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные
• эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;
• развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;
• детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и
• театрализованной деятельности.
Многие педагоги не всегда правильно различают интегрированные занятия от комплексных. С одной стороны очень похожи между собой в принципе, но есть между ними и отличия.
Слайд 9
Сейчас я предлагаю вашему вниманию технологическую матрицу сравнения и планирования интегрированных и комплексных занятий.
Интегрированные занятия имеют отличительные особенности, которые прослеживаются в матрице.
Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.
На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент – образ.
Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии педагоги ДОУ используют большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов, используя проектор и ноутбук, чтобы дети могли свободно подойти, рассмотреть и использовать.
Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.
Слайд 10
Если учесть, что интегрированное занятие проводят два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов.
Я остановлюсь подробнее на том, как наши педагоги готовятся к проведению интегрированного занятия, если его проводит воспитатель +специалист.
Во-первых, воспитатель и специалист согласовывают свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общей для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог продумывает содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения.
Во-вторых, в процессе подготовки к занятию проводят взаимные «консультации - встречи» педагогов по вопросам изучения темы. Это помогает выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.
Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и содержании им сообщается. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (принимают участие в организации экскурсий с детьми в музей и выставочные залы картинной галереи, подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).
Слайд 11
Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.
Наиболее эффективны из них следующие:
• сюрпризный, игровой моменты;
• рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование;
• сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);
• проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
• разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Слайд 12
Мы заметили, что интегрированные занятия более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.
Стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных её сферах (рисовании, пении, театрализованной и художественно-речевой) – это и есть широта интересов ребёнка, которую формирует педагог средствами интегрированных занятий.
Слайд 13
«Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать?»
Предлагаю поучаствовать в ситуативном мозговом штурме, который позволит решить сначала проблему «Как пробудить желание в человеке есть салат». Наша задача – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы. (Идёт обсуждение)
Слайд 14
Я попрошу Анну Юрьевну записывать все варианты ответов. Итак, мы составили некий алгоритм действий по решению нашей проблемы. Получилось где – то так. И я думаю, что убедили есть человека салат. Посмотрите на экран.
Тщательно очистить его
Украсить его
Подать в необычной сервировке
Придумать салат с любимым вкусом
Придумать интригующее название
Убедить в простоте приготовления в домашних условиях
Убедить в полезности состава ингредиентов
А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст, а затем применим найденные решения к реальным обстоятельствам - найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т. е. решить наш главный поисковый вопрос.
Тщательно очистить его Тщательнее подготовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты
Украсить его Использовать наглядность, средства мультимедиа и др.
Подать в необычной сервировке Проводить в нестандартной форме
Придумать салат с любимым вкусом Интегрировать с другой деятельностью
Придумать красивое (необычное) название Превратить «скучные» темы организованной деятельности во «вкусные»
Убедить в простоте приготовления в домашних условиях Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания
Убедить в полезности состава ингредиентов Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни
Слайд 15
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
Упражнение «Ладошка».
Педагоги берут нарисованную ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
Большой – для меня это важно и интересно потому что…
Указательный – я получил конкретные рекомендации (указать какие)
Средний – мне было трудно (указать трудности) или не понравилось…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно…