Марина Тесля
Взаимодействие педагогов, детей и родителей в рамках ФГОС в логопедической группе. Из опыта работы
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3
Взаимодействие педагогов, детей и родителей в рамках ФГОС в логопедических группах.
(Из опыта работы)
Подготовила воспитатель
Тесля М. А
.Ст. Кущёвская 2024г.
Взаимодействие педагогов, детей и родителей в рамках ФГОС в логопедических группах.
«Ребёнок – зеркало семьи;
как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца!»
Сухомлинский В. А.
3 слайд
Публикация «Взаимодействие педагогов, детей и родителей в рамках ФГОС в логопедической группе, Из опыта работы» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Стратегия современного дошкольного образования складывается из сотрудничества ДОУ и семьи, и отражаются в основных документах:
1. «Концепция дошкольного образования» - Семья и детский сад связаны формой преемственности. Важнейшее условие преемственности установление доверительного, делового контакта между семьёй и детским садом.
2. Ф. З. об образовании в Р. Ф. № 273-Ф. З. «….участники образовательных отношений - обучающиеся, родители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представитель,
организации, осуществляющие образовательную деятельность»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 14ю11.13 г. «взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребности и поддержки образовательных инициатив семьи»
4. слайд
Основные положения ФГОС по взаимодействию с родителями:
1. Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности
2. Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
3. Создать возможности для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией программы.
4. Поиск эффективных форм взаимодействия с семьёй на основе системно-деятельного подхода.
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Я считаю, что детский сад и семья могут создать единое пространство развития детей, но только в гармоничном дополнении друг друга. Такой подход я решила раскрыть в работе с семьёй в коррекционных группах, поставив перед собой
5 слайд
ЦЕЛЬ: активизировать родителей. Привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам.
ЗАДАЧИ:
• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
• Повысить грамотность в области коррекционной педагогике, пробудить интерес и желание помочь своему ребёнку развиваться.
• Усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях семьи.
• Воспитание привычки обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.
Основной целью данного взаимодействия является создание единого пространства СЕМЬЯ-РЕБЁНОК-ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.
Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы:
• Закрепление сотрудничества между родителями и детским садом
• Открытости. Диалогичности
• Стимулирование активности в организуемой деятельности
• Разъяснение ответственности родителей за воспитание детей
• Взаимного доверия всех участников коррекционного процесса
Для более эффективной работы с родителями мы постарались расширить рамки нашего сотрудничества и организовали данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением инновационных форм. И разделили их на 4 блока:
7 слайд
Знакомство с семьёй. Эта форма работы заключается в том, что знакомство с семьёй происходит в неформальной обстановке, с использованием игр, и непосредственно родителей вместе с детьми. Например:
«МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ»
Все участники встают в круг. Каждый ребёнок по очереди выходит в центр. Его хором три раза называют по имени. Затем хором проговаривают фразу «Мы тебя любим». Можно назвать ребёнка каким-нибудь ласковым прозвищем (солнышко, зайчик).
«ИМЯ-КАЧЕСТВО»
Давайте познакомимся поближе. (Все родители сидят в кругу). Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то прилагательное (качество, которое начинается на первую букву имени (при затруднении – на вторую).
Например, Ирина – инициативная (игривая, изобретательная, интеллектуальная, интересная).
«А Я ЕДУ, А Я ТОЖЕ, А Я ЗАЯЦ»
Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место - не занято никем. В центре - водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами «а я еду». Следующий игрок - со словами «а я тоже». Третий участник говорит «а я заяц» и, левой рукой ударяя по пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу. Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего - успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала.
Цель данного взаимодействия развития доверительных отношений, умения у детей содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам и взрослым об интересных событиях и фактах своей семьи. При знакомстве с семьёй мы также привлекаем родителей к изготовлению стенгазет, альбомов, фотопрезентаций, где они знакомят педагогов со своей семьёй, а ребёнок составляет рассказы.
8 слайд
Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей. Для этого был создан почтовый ящик «Почта добра», куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования и комфортности ребёнка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях, либо в виде консультаций, как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Для более занятых родителей на сайте детского сада и группе Сферума размещаем информацию о том, как проходит наша жизнь в детском саду. Такая форма работы позволяет родителям быть всегда в курсе всех событий, происходящих в группе и в детском саду. Родители, не на словах, а на деле видят, как растет и развивается их ребенок.
10 слайд
Познавательные формы дают родителям возможность поучаствовать в жизни детского сада и своего ребёнка. А также пополнить свои знания в вопросах педагогического и коррекционного обучения детей. Дни сотрудничества (как правило на родительских собраниях) - эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания, коррекции и развития речи детей в рамках логопедической группы. Тематика дней сотрудничества разнообразна: «Волшебные звуки», «Артикуляционная гимнастика», «Мама, ты так можешь?», «Делаем вместе» и т. д. Участие родителей заметно сокращает сроки логопедической работы. Так же это может быть «Папка выходного дня». В ней могут быть консультации, советы по воспитанию детей, буклеты, памятки, различные игры для совместного время препровождения.
11 и 12 слайды
Досуговые формы.
Неформальное общение с родителями при игровом взаимодействие положительно влияет на развитие речи ребёнка и его интеллектуальное развитие в целом, так осуществляется в форме игры, интересной ребёнку. В нашей группе стали традиционными совместные досуги с родителями: «День матери», «День Защитника Отечества», «Новый год», «8 Марта», «Выпускной».
13 слайд
Практические формы
С целью повышения педагогической компетентности родителей регулярно проводим мастер- классы на различные темы «Биоэнергопластика»,
Во время мастер- классов родители учатся практическим приемам обучения и воспитания детей. Приведу пример: мы проводили мастер- класс «Работаем с картами Проппа», где родители учились рассказывать знакомые сказки с помощью карт. Всем родителям понравилось настолько, что эти карты брали домой для совместного пересказа сказок с детьми.
14 и 15 слайды
Родители активно принимают участие в различных акциях: сбор макулатуры, сбор пластиковых крышек, сбор помощи участникам СВО (вода, теплые вещи, акция «Чистые берега», кормушки и скворечники для птиц.
16 слайд
Неоценима помощь родителей в благоустройстве группы и территории детского сада.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определённый результат: они активно участвуют в жизни детского сада, стали верными помощниками воспитателей
Подводя итог данного взаимодействия с родителями в рамках ФГОС, хочу отметить, что в своей работе мы используем наиболее результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия. Пересматривали основы взаимоотношений с родителями, стремились сделать так, чтобы они стали более конструктивными. В своей работе необходимо придерживаться ценностей связанных с уважительным отношением к семьям, умение прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребёнком.