Пименова Валентина
Взаимодействие педагога и семьи в воспитании ребёнка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагога и семьи в воспитании ребёнка раннего
возраста.
Меня зовут Пименова Валентина Николаевна. Я представляю Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка» г. Черногорска Республика Хакасия.
Публикация «Взаимодействие педагога и семьи в воспитании ребёнка раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В настоящее время используется термин «взаимодействие» детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
В основе взаимодействия современного ДОУ и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно педагоги ДОУ.
Я работаю с детьми раннего возраста. Специфика работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста.
Отсутствие единства воздействуют на детей в семье и ДОУ, что негативно влияет на развитие детей. Типичным является различное поведение детей дома и в ДОУ. Так в детском саду формируется у ребёнка навыки самообслуживания, а мамы и бабушки говорят, что ребёнок еще маленький, и начинают одевать его, обувать и выполнять за них еще какую – то работу, не давая возможности проявить ему самостоятельность. Часто стремление ребёнка к самостоятельности родители расценивают как упрямство или «вредность», что дает повод к конфликту. Позже эти родители сами будут удивляться, почему их ребёнок ленив.
К сожалению, родители и другие члены семьи допускают типичные ошибки, которые "кочуют" из поколения в поколение. К ошибкам относятся укачивание детей, ограничение их двигательной активности, нарушение режима, недостаток общения, использование угроз, наказаний и др. Сейчас появляются и новые проблемы, связанные с увлечением просмотра телепередач, занятиями с компьютером. Например, одна мама регулярно ставила ребенку 2,5 лет для просмотра видеокассету с фильмом "Титаник", чтоб он "не мешал", не задумываясь при этом о нагрузке на его нервную систему, на зрение.
Я смогла определить проблему взаимодействия педагога и семьи.
Она заключается в том, что родители имеют низкий уровень педагогической культуры, проявляют безразличие к проблемам своего ребёнка или, гиперопека ребенка. Не понимают значимости раннего возраста в воспитании ребенка. Говорят, он у нас еще маленький.
В результате изучения данных анкетирования и опроса родителей я составила психологическую характеристику родителей детей, посещающих группу раннего возраста. Возраст родителей колеблется в интервале от 19 до 40 лет, преобладают родители в возрасте от 25 до 35. Типы семьи – в сравнении с 2019 годом полных семей уменьшилось на 8%.
Однако семей однодетных уменьшилось на 19%, а с двумя детьми увеличилась на 10%, с тремя на 8%.
Хочется отметить, что образовательный уровень родителей снизился в сравнении с прошлым годом. С высшим образование уменьшилось на 7%, зато увеличилось среднее образование на 10%.
На основе диагностических данных выделила основные направления сотрудничества с семьей, механизмы активного включения семьи в процесс формирования личности ребёнка.
Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей раннего детства.
Как и в какой форме сообщать родителям знания?
Это может быть использование не традиционных форм общения, например, родительских собраний, конференций, бесед, консультаций, ширм, папок-передвижек. Какой-либо вопрос можно осветить устно на собрании, другой письменно, или же проводить "заочную" консультацию, где в одном конвертике будут помещаться вопросы родителей, а в другом — ответы на них.
"За круглым столом", где родители на равных могут обсудить с педагогами волнующие их проблемы; "Вечера вопросов и ответов. К обсуждению проблем хорошо подключать и самих родителей, особенно тех, у кого имеется опыт воспитания, или же специалистов, имеющих отношение к миру детства (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Можно с родителями рассмотреть и частные вопросы воспитания детей, например, о развитии их речи, детской изобразительной деятельности, о физическом развитии и др., используя при этом детские рисунки, пособия для родителей, детскую литературу и др. Темы подбираются по желанию, как педагога, так и родителей.
Ассоциации с собственным опытом и рефлексивное отношение к своей воспитательной деятельности поможет установить метод анализа педагогических ситуаций. Ситуации для анализа рекомендуется брать из книг Л. Ф. Островской "Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников" М., 1990; Г. Г. Петроченко "Педагогические ситуации в дошкольной педагогике", Минск, 1984, где представлен материал по раннему возрасту.
Комплекс рекомендуемых форм и методов общения с семьей поможет установить контакт педагога с родителями, заинтересовать последних вопросами воспитания, помочь им переосмыслить свои методы воспитания, грамотно их использовать, что в конечном итоге скажется на изменениях педагогического воздействия на ребенка в семье.
Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
1. Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
2. Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
3. Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
4. Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.