Олеся Логвинова
Взаимодействие инструктора по физической культуре и педагога-психолога в педагогической работе с гиперактивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье представлены формы, приемы работы с гиперактивными детьми педагога-психолога и инструктора по физической культуре.
Ключевые слова: дети, гиперактивный, игра, дошкольники.
Публикация «Взаимодействие инструктора по физической культуре и педагога-психолога в педагогической работе с гиперактивными детьми» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
В последнее время в детских садах увеличилось число детей с «синдромом дефицита, нарушения внимания с гиперактивностью». Когда ребенок гиперактивный, признаки этого проявляются в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре событий, так как они самые шумные.
Однако гиперактивные дети интеллектуально развиты, но им необычайно сложно сосредоточиться и организовать собственную деятельность. Во время игр со сверстниками не следует правилам, из-за чего с участниками возникают конфликтные ситуации.
В работе с гиперактивными детьми нужно чередовать различные виды двигательной активности в разнообразных образовательных областях: художественно-эстетическом развитии, физическом, речевом развитии.
Это необходимо учитывать для построения коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала («У тебя здорово получается», «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера», ободрение и особое внимание со стороны взрослых. У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий. Например: спорт (плавание, аквааэробика, йога) который незаменим в работе с гиперактивными детьми.
В данной статье мы остановимся на работе инструктора по физической культуре и педагога – психолога.
Построение работы с гиперактивным ребенком должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, “ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться. ” Важное значение в комплексной коррекционно-развивающей работе можно отнести деятельности педагога-психолога и инструктора по физической культуре, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Как известно, в качестве коррекции поведения в условиях детского сада детям с гиперактивностью показана физическая культура, которая включает мероприятия «Осенний калейдоскоп», «Мы спортсмены», «Путешествие в мир спорта», «Квест - игра» направленные на совершенствование качественной стороны движений, где основными задачами являются: улучшение двигательной координации, снижение гиперактивности, импульсивности, эмоциональности, повышение концентрации внимания и самоконтроля, восстановление поведенческих реакций.
Подбирая подвижные (малоподвижные) и спортивные игры и упражнения (аэробные, силовые, растягивающие) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно постепенно. Начинать можно с индивидуальной работы «Здравствуй», «Я умею, я могу», «Что изменилось?», затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами «Воробышки и кот», «Снежинки и ветер», «Дождик» способствующие развитию внимания.
Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. В первую очередь надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания "Найди отличие" "Запрещенное движение", «Все наоборот», которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности "Разговор с руками", "Море волнуется".
Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности «Кричалки - шепталки- молчалки», внимание и контроль двигательной активности "Колпак мой треугольный" "Расставь посты", Замри", можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.
Систематические занятия физической культурой способствуют тому, что ребенок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система. Кроме того, физическая культура оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что также чрезвычайно важно.
Список литературы
1. Альтхер П. Гиперактивные дети [Текст] : коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2011.
2. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду [Текст] : пособие. М. : Книголюб, 2008.
3. Лютова Е. К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети [Текст] : психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. : Творческий центр "Сфера", 2010.