Ольга Шестакова Тарасова
Взаимодействие и сопровождение семьи выпускника дошкольного учреждения.
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире, о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной зависимостью от них.
Для выстраивания конструктивных взаимоотношений с семьей, дошкольным учреждением необходимо знать социальный и культурный контекст, внутри которого существует семья, ее структурные особенности, характер установок по отношению к ребенку. Это необходимость сохраняется на всех этапах взаимодействия и в период адаптации, и в момент подготовки к школьному обучению. С этой целью, в рамках дошкольного учреждения мы изучаем внутрисемейные отношения: проводим анкетирование, предлагаем тесты, организуем родительские собрания-практикумы.
Публикация «Взаимодействие и сопровождение семьи выпускника дошкольного учреждения,» размещена в разделах
Основная задача на данном этапе – помочь родителям понять, каков уровень их педагогический грамотности, какие цели воспитания преследуются в семье, каким образом они пытаются их реализовать. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на повышение ответственности и компетентности родителей в области подготовки и адаптации детей к школе, развитие умений самостоятельно решать возникающие в ходе этого проблемные ситуации.
С этой целью нами разрабатывается Проект «Будущий первоклассник» (программа сопровождения родителей будущих первоклассников и взаимодействия с ними; соавтор Зарубина Наталья Владимировна, педагог-психолог, включающий цикл встреч, каждая из которых предполагает совместное с родителями обсуждение теоретического материала, решение педагогических задач и проблемных ситуаций, организацию игр и упражнений, выполнение тестов и заданий, которые помогут лучше узнать своих детей.
Одной из наиболее весомых задач данного Проекта мы считаем, повышение уровня активности и сознательности участия родителей в воспитании и развитии дошкольников, тем самым актуализируя проблему готовности к школьному обучению.
В программу встреч включены темы о психофизических особенностях детей старшего дошкольного возраста, темы помогающие родителям раскрыть само понятие о физическом здоровье первоклассников, режиме дня дошкольника и школьника, об уровне развития речи детей 6-7 лет, их речевой готовности, мотивации к школьному обучению.
В ходе встреч внимание родителей обращается на важность мотивационной стороны готовности ребенка к школе, обсуждаются принципы организации занятий с детьми дома, необходимость их игрового характера и опоры на интерес детей.
Решая проблемные ситуации, родители получают возможность в доверительной атмосфере и в игровом непринужденном общении отрабатывать навыки своего поведения в трудных ситуациях.
В ходе Проекта родители знакомятся с доступными методами диагностики готовности детей обучению в школе. Это позволяет им самим выяснить, насколько их дети подготовлены, осознанно принимать решения о возможности их поступления в школу и в дальнейшем вместе с педагогами подбирать игры, упражнения и задания для подготовки к школе. Здесь же ведется работа по сопровождению родителей детей, имеющих низкий уровень готовности к школьному обучению и поведенческие проблемы, которые могут привести к школьной дезадаптации. В ходе индивидуальных бесед, консультаций педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре обсуждают с родителями своеобразие развития каждого ребенка, его особенности и проблемы, помогают их понять и преодолеть.
Мы считаем, что процесс поэтапного психолого-педагогического сопровождения родителей поможет создать условия успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к школе, установить и преодолеть причины, тормозящие этот процесс.
Главным условием осуществления нашего Проекта и его высокой результативности является совместная работа воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, их активность и заинтересованность в школьных успехах детей.