Вера Михайловна Вавилова
Взаимодействие ДОУ с социумом: основные тенденции и направления
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования могут служить:
взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольного образовательного учреждения,
социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей ДОУ
Публикация «Взаимодействие ДОУ с социумом: основные тенденции и направления» размещена в разделах
Взаимодействие участников образовательного процесса
Характер взаимодействия зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.
Остановлюсь на положительных тенденциях процесса развития взаимодействия родителей и педагогов нашего ДОУ.
К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. Оно характеризуется парциальностью, четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей.
Педагогами нашего ДОУ наработана практика использования поддерживающего и развивающего или продуктивного взаимодействия с родителями. Эти типы взаимодействия помогают решать актуальные проблемы воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых, включают родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров. Они призваны предупреждать возникновение проблем “отцов и детей” и помогать родителям в освоении продуктивных способов общения с ребенком.
В практике педагоги учитывают и свойства образовательного процесса, способствующие формированию активной позиции родителей:
доступность информации о деятельности дошкольного учреждения;
разноплановость социокультурных связей дошкольного учреждения;
учет потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей для оказания образовательных услуг;
направленность педагогов и администрации ДОУ на повышение педагогической культуры родителей, изучение опыта семейного воспитания и использование его элементов в образовательном процессе;
использование педагогами специальных активизирующих методов и приемов.
Учет перечисленных свойств помогает педагогам решать основные на данном этапе задачи:
Интенсифицировать работу с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ.
Пересмотреть информационную политику в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъективной позиции родителей в управлении этим процессом.
Один из способов реализации поставленных задач сотрудничества педагогов и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Включение в деятельность ДОУ актуализирует потребности семьи в образовании собственного ребенка и способствует педагогическому просвещению родителей как основных заказчиков образовательных услуг.
Одним из активизирующих методов является метод проектов, который получил большое распространение в нашем ДОУ. Он позволяет эффективнее использовать внутренние ресурсы образовательной системы ДОУ, включать нетрадиционные модели взаимодействия с семьей.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
добровольность,
равноправие сторон,
уважение интересов друг друга,
соблюдение законов и иных нормативных актов,
обязательность исполнения договоренности,
ответственность за нарушение соглашений.
В договоре, который мы заключаем с каждым из социальных партнеров, четко определяем, что делает детский сад в интересах партнера и какую работу осуществляет партнер.
Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса.
Такая работа, проводимая педагогами нашего ДОУ, способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников, развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, имеющих детей с ОВЗ, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.