Наталья Антюшина
Основные направления взаимодействия с семьей (из опыта работы) Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Основные направления взаимодействия с семьей (из опыта работы) Видео
В соавторстве со Светланой Калининой
Закон «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка», разработан по стандарту дошкольного образования ФГОС большое внимание уделяется работе с родителями.
В воспитании и развитие ребенка по программе ФГОС уделяется дифференцированный подход к родителям учитывая социальный статус, положение семьи.
Публикация «Основные направления взаимодействия с семьей (из опыта работы) Видео» размещена в разделах
В моей группе для успешной работы с родителями я ставлю перед собой задачи и планомерно их решаю:
• первоначальное изучение семьи и ее индивидуальных особенностей
• создаю положительную атмосферу для родителей
• сотрудничаю с педагогами и родителями в воспитании детей
Существует 4 основных направления работы с родителями : познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
1. Познавательное направление.
Направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает :
- групповые собрания - На групповых собраниях родителей мы знакомим с содержанием, задачами и методами воспитания детей нашего возраста в условиях ДОУ и семьи.
В повестку дня групповых родительских собраний включаем:
-доклад по наиболее важной теме на данный момент (адаптация, возрастные особенности детей 2-3 лет)
-выступление педагога психолога;
-сообщение кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания;
-обсуждение текущих организационных вопросов.
В течение учебного года проводим 2 групповых собрания, готовим их, как правило, оба воспитателя поочередно.
После окончания собрания родители задают вопросы, которые волнуют их и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии. Претензии в основном поступают по поводу заболеваемости детей. Но мы объясняем им, что детки маленькие и еще нет иммунитета.
- консультации и индивидуальные беседы - Плановые консультации проводим систематически: 3 раза в год и столько же общих консультаций согласно годовому плану. Внеплановые возникают нередко во время общения по инициативе обеих сторон в доброжелательной атмосфере. Обращаем внимание на все хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только потом говорим о проблемах. Темы бесед: «Как помочь родителю в период адаптации детей к детскому саду», «Значение режима дня для воспитания детей», «Какие игрушки покупать малышу».
-педагогические ситуации.
обсуждаем ситуации активизируя родителей и делаем общение и специалистами (психолог) полезным для обеих сторон.
-телефон доверия.
родители задают любые интересующие их вопросы, как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, а на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.
- выставки поделок, изготовленные вместе с родителями. Привлекаем к участию в конкурсах ДОУ на темы: «Пасхальный колокольчик», Зимние фантазии», «Осенний вернисаж» и др.
- совместное создание развивающей предметно - пространственной среды;
В физкультурном уголке расположилась необычная экспозиция спортивных атрибутов и снарядов, созданных из подручного и бросового материала. Очень много было изготовлено нестандартного оборудования. Например, массажная дорожка из бросового материала, используется для профилактики плоскостопия у детей, ленты разных цветов; флажки.
Для улучшения эмоционального комфорта в группе изготовили ширмы.
Одежда для ряженья, сшито постельное белье, в том числе атрибуты копии и их заместители, которые помогают ребенку использовать накопленный опыт в мире игры.
Также в уголках изготовили дидактические игры с соответствующим содержанием: «Разноцветные прищепки», «Подбери крышку», «Тактильная подушка».
- помогают озеленять территорию группового участка,
- проводят ремонтные работы в групповой комнате.
-изготавливаем семейные проекты – создали альбом: «Вот какие мы стали большие» в уголок уединения, портфолио.
- почта доверия - В почтовом ящике оставляют записки со своими идеями и предложениями. Любой член семьи воспитанника, в удобное для себя время, вносит предложения, замечания по работе детского сада.
2. Информационно-аналитическое направление.
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению мы проводим :
- анкетирование – вместе с педагогом психологом. Анкеты можно посмотреть (показ).
Из сведений о семьях детей видим, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, родители имеют разный уровень образования. Данные сведения используем при планировании организационно-педагогической работы с родителями.
Я довела до сведения родителей, что создан образовательный портал ДОУ, где размещена информация об учреждении; и мой персональный сайт, это одна из форм взаимодействия с родителями, родители в письменной форме, могут поделиться своими идеями и предложениями. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, т. к не каждый родитель может при личном контакте раскрыться воспитателю.
3. Наглядно-информационное направление.
Даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает :
- родительский уголок, включающий различную информацию на стендах: визитная карточка, советы психолога (адаптация, кризис трех лет, и советы врача (ОРВИ, вакцинация гриппа, закаливание, режим группы, сетка занятий, меню.
-нормативные документы (приказы);
- объявления;
- продуктивная деятельность детей (рисунки, лепка);
-буклеты, листовки на темы: «Расширение возможности в познании окружающего мира через развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста».
- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл». Когда приходит ребенок, его фотографию помещаем в специальное окошечко нашего домика-теремка, остальные фотографии убираем, они говорят о том, что данного ребеночка нет в группе.
- фотовыставки – коллажи детских работ, праздников, поздравления, субботников.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления, продуктивную деятельность, буклеты и листовки являются традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у нас нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
4. Досуговое направление.
Устанавливание теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
- развлечения -
В досуговой деятельности проявляется потребность активно действовать в мире, любознательность, желание вступать в контакт с окружающим миром. Поэтому привлекаем родителей к изготовлению своими руками атрибутов для игр, развлечений и утренников (снежки, шапочки для театра, маски и др).В работе с родителями я учитываю, что сейчас семья современная, разная по составу и у каждого свой взгляд на воспитание своего ребенка. Родители понимают, что в воспитательно-образовательном процессе важно не то, что хочет воспитатель, а то, что необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. Поэтому моя работа выполнена успешна.
«Родители у нас народ прекрасный,
Смысл воспитания для них предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут!»