Людмила Салыкина
Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Взаимодействие ДОУ с родителями
воспитанников в рамках ФГОС»
ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, разработаны на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Задача детского сада оказать семье педагогическую помощь, разработать единые подходы в воспитании ребенка.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС» размещена в разделах
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Семья для ребенка - это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ предполагает и новые отношения. Имея свои особые функции, они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта является необходимым условием успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Новая философия взаимодействия педагогов и родителей нашла отражение в ФГОС ДО.
• В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9.)
• Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6.)
Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Задачи взаимодействия с родителями : работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
Как уже было отмечено, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Поэтому особо важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что: родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью малыша в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. В рамках закрытого детского сада перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно.
Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.
К новым принципам взаимодействия относится и вариативность содержания, форм и методов образования родителей.
Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании. Поэтому педагогам необходимо строить работу с родителями, используя разнообразные формы просвещения, формируя родителей как педагогов.
Направления, по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:
1. Познавательные, т. е. обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей.
2. Информационно-аналитические, т. е. изучение семьи, ее особенности.
3. Наглядно-информационные, т. е. донести до родителей любую информацию.
4. Досуговые, т. е. совместные мероприятия с родителями.
Формы взаимодействия с родителями : традиционные и нетрадиционные.
К традиционным формам относится: беседы, посещение семьи воспитанника, оформление папок-передвижек и стендов, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, выставки совместных работ, родительские конференции, совместные праздники и развлечения, работа с родительским комитетом.
Нетрадиционные формы: сайты детского сада и группы, фотовыставки и фотомонтажи, проведение акций, почта доверия, проведения мастер-класса, круглый стол, презентации, выпуски семейных газет и плакатов, проведение тренинга и деловой игры, совместные прогулки и экскурсии, брошюры, листовки и буклеты, выставка семейных реликвий.
Хочу познакомить вас с одной из нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ и родителей «День родительского самоуправления».
Основной целью проведения такого дня является педагогическое просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ.
День самоуправления является новой современной формой работы, направленный на вовлечение родителей в образовательный процесс. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показать инновационные формы, методы и приемы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.
В этот день родители группы могут попробовать себя в роли воспитателя. Кто-то из родителей может провести занятие, кто-то прогулку, совместные игры в вечернее время.
В начале данного мероприятия необходимо, как и при подготовке любого мероприятия, провести предварительную работу. Родителей познакомить с новой формой взаимодействия ДОУ с семьей, предложить анкеты, где каждый родитель смог бы ответить на вопросы, какой вид деятельности они смогли бы провести в группе. Так же составить график посещения родителями тех видов деятельности, которые они хотели бы провести. С каждым родителем, участвующим в неделе самоуправления необходимо провести индивидуальные консультации по проведению тех или иных видов деятельности, заранее подготовить конспекты.
По завершению дня родительского самоуправления родители обмениваются впечатлениями за круглым столом.
Сверхзадача Дня самоуправления - у всех без исключения должны остаться хорошие впечатления.
Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей. Одной из основных целей внедрения ФГОС ДО – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.