Марина Кадохова
Взаимодействие дошкольной организации с представителями старшего поколения семьи воспитанника
Аннотация: в статье рассматриваются специфика и опыт работы по взаимодействию дошкольного учреждения с представителями старшего поколения семей воспитанников.
Ключевые слова: дошкольники, старшее поколение, семья, формы взаимодействия, сотрудничество, педагогическая компетентность.
Публикация «Взаимодействие дошкольной организации с представителями старшего поколения семьи воспитанника» размещена в разделах
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной гармоничной личности необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Менялись позиции педагогов и родителей: педагоги-учителя, наставники, а сегодня педагоги и родители - союзники и партнёры. Педагоги организовывали разные формы работы с родителями, в ходе которых представляли родителям опыт работы дошкольного учреждения, организовывали совместные для детей и взрослых развлечения, консультации для родителей и другие мероприятия. Сегодня больший акцент мы уделяем - сотрудничеству взрослых, включая новые формы, меняя подходы к организации сотрудничества взрослых.
В результате работы в данном направлении нами разработана модель взаимодействия ДОУ с представителями семей воспитанников, по вопросам образования детей. В своей работе мы используем как традиционные формы работы, такие, например, как родительские собрания, консультации, семинары, открытые просмотры мероприятий для представителей семьи воспитанников, так и новые для нас, клубы, мастер-классы, гостиные, вечера встреч, родительские конференции.
Работая в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников, мы обратили внимание, что с нами сотрудничают не только мамы и папы, но большой интерес к сотрудничеству проявляет и старшее поколение- бабушки и дедушки.
Так, например, родительские собрания посещают 15% бабушек и 5% дедушек, совместные развлечения- 17%, а в организации встреч со специалистами детского сада принимают активное участие 19%. Так мы для себя определили ещё одно направление - сотрудничество с представителями старшего поколения семьи.
С нашим менталитетом отношение к старшему поколению в Северной Осетии особенное. О степени воспитанности человека в осетинском обществе судят по его отношению к старшим и умению вести себя в обществе. К старшим относятся с особым уважением и предупредительностью. При старших младшему нельзя сидеть, при разговоре нельзя перебивать его, малейшее желание старшего следует предугадать, услуживать ему за столом и в пути. Среди молодых старший пользуется непререкаемым авторитетом. Со своей стороны, старший в отношении к молодым должен вести себя корректно и тактично, не злоупотребляя своим положением. В Осетии старых и малых почитают особо. Старших потому что они опытные, мудрые, их совет и мнение очень важно в общении, а малых за то, что они еще только становятся членами большой семьи, их важно поддержать, создать условия для успешности, а как все мы с вами знаем успешность порождает силы, уверенность в себе, поддерживает инициативу ребенка.
Для эффективной работы с представителями старшего поколения семьи наших воспитанников, прежде всего, мы провели экспресс исследование, направленное на создание социального портрета современной семьи. В рамках этого исследования обратили внимание на то, что более 40% семей наших воспитанников состоит из двух и более поколений : родители ребенка – его бабушки (дедушки). Воспитанием ребенка в этих семьях часто занимаются бабушки и дедушки, и именно они поддерживают связь с образовательной организацией.
Средний возраст старшего поколения составляет 57 лет. Из них: неработающих бабушек 48% и дедушек 37%.
Образовательный уровень представителей старшего поколения достаточно высокий, 30% имеют высшее образование, 45% среднее специальное. Таким образом, старшее поколение отличается активностью, желанием быть партнерами ребенку, так как у них есть педагогический опыт, который они пытаются реализовать с внуками.
Также мы провели и проанализировали анкетирование семьи ребенка на предмет выявления, кто из взрослых в семье больше участвует в воспитании детей. И выявили, что в 85% у семей наших воспитанников активное участие в воспитании детей принимают бабушки и дедушки.
Однако родители воспитанников отмечали, что бабушки и дедушки в 58% вредят детям своей чрезмерной любовью, часто балуют детей. Но наши наблюдения показали, что бабушки и дедушки часто успешно договариваются с детьми, они поддерживают детей в их интересах и инициативах. Однако, обратили мы внимание на тот факт, что лучше бабушки и дедушки справляются в вопросах воспитания с младшими детьми. Они ухаживают за ребятами, ведут контроль во что одет ребенок, что покушал, умеют контролировать режим дня малыша. Бабушки знают много колыбельных песен, потешек, сказок, и часто разговаривают с ребенком на родном языке.
А вот во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста у них уже есть затруднения. Бабушки и дедушки считают (их 46%, что дети развиты не по годам, что они не могут справиться с ними и часто не знают чем занять их. Современный ребенок особенно старшего дошкольного возраста на самом деле требователен, самостоятелен, категоричен в своих суждениях, хорошо справляется с гаджетами и быстро осваивает новые ситуации, он коммуникабелен и даже, через чур, общителен. и так как бабушки и дедушки не быстро справляются с разными новыми ситуациями, например, разбираются в телефонах, малыши считают, что они их умнее.
Проведенный анализ педагогических компетенций в вопросах образования детей дошкольного возраста, показал: взрослые старшего поколения семьи недостаточно знают возрастные особенности детей, сенситивные периоды развития, мы обратили внимание на то, что бабушки и дедушки в общении и взаимодействии с ребятами пользуют те ми же стимулами, что применяли к своим детям. Но современные дети отличаются от своих предшественников, так как изменилось время, социокультурная ситуация, а у сегодняшних дошкольников другие интересы- гаджеты. Детям интересно новое познание, причем оно должно быть объяснено ребенку, например, как функционирует робот, что такое аэромобиль и другое. Современные дети техничны, независимо от пола ребенка, они увлекаются новыми открытиями, чем старше, тем больше тянутся к проявлению своей индивидуальности. С такой ситуацией развития дошкольника многие бабушки, бывает, что и дедушки не справляются.
Но им очень хочется быть вместе со своими внуками и иметь у них авторитет.
Такая ситуация позволила нам определить представителей старшего поколения семей воспитанников, как помощников и поддержку при организации различных мероприятий в нашем детском саду. Именно бабушка и дедушка, после родителей, являются самыми родными и близкими для ребенка людьми, и они могут активно участвовать вместе с педагогами в образовательном процессе ДОО, так как многие уже не работают, и в семье им отдано предпочтение в контроле за образованием и развитием ребенка.
Сотрудничество со старшим поколением мы начали с исследования того, чем занимаются и что любят на досуге делать бабушки дедушки наших ребят. Оказалось, наши дорогие бабушки и дедушки могут научить наших ребятишек разным интересным и полезным вещам :так например, сделать различные поделки из соленого теста, расшить национальный костюм для куклы, показать как правильно посадить саженцы деревьев и кустов, цветы, а дедушка научит кататься на велосипеде, играть в шашки и шахматы и многому- многому другому. И хотя они не очень справляются с современными достижениями цифровой школы. Мы увидели, что у них есть потенциал, есть ресурсы, а главное, есть заинтересованность и желание в сотрудничестве с педагогами детского сада.
Начали привлечение бабушек и дедушек с вечера знакомств. Его приурочили ко дню пожилого человека. На вечере знакомств мы предложили ребятам рассказать о своем дедушке или своей бабушке. В подготовке данной презентации участвовали, конечно же, родители ребенка. Вместе они выбирали фото, вместе готовили рассказ. Вечер знакомств проходил без родителей воспитанников, на нем присутствовали бабушки и дедушки. Представляли свои презентации дети разных групп, и в этом был интерес. Так мы познакомились с нашими будущими героями и участниками взаимодействия.
Следующая встреча была ориентирована на то, чтобы бабушки и дедушки поделились опытом взаимодействия со своими внуками. Рассказали о своих проблемах, трудностях во взаимодействии, об ожиданиях от общения с детьми:
- Внуки предпочитают общению с ними игру в гаджеты;
- Внукам не всегда интересны рассказы и сказки старшего поколения, которыми они хотят поделиться с младшими;
- Современные дети не знают родного языка, что очень беспокоит бабушек;
- Бабушки хотят поделиться своим жизненным опытом «здесь и сейчас», но у них не хватает педагогических знаний по общению с дошкольниками.
Для решения этих проблем во взаимодействии старшего поколения с младшим мы организовали «Вечер встреч» с бабушами и дедушками. На этих встречах педагоги рассказывали о ситуациях сотрудничества с детьми в группах, обращали внимание на трудности и достижения, на особенности поведения современных детей их запросы и интересы.
Мы предложили бабушкам и дедушкам привести примеры взаимодействия со своими внуками, рассказать, как внуки ведут себя дома с ними. Откликнулась одна бабушка, педагог по образованию, которая и рассказала на встрече о своей внучке Ангелине, о том, где они вместе бывают, как планируют свой выходной день, уделяют ли время для занятий, ведь в следующем году Ангелина идет в школу. Галина Александровна (бабушка девочки) поделилась опытом решения возникшей проблемы, которая заключалась в том что, когда бабушка Ангелины хотела с ней позаниматься, почитать - девочка начинала капризничать, хныкать, предпочитая игры на компьютере или прогулки на улице. Во время очередной прогулки с внучкой, они заглянули в книжный магазин. Бабушка предложила девочке выбрать книгу, которая ей понравится больше всего. Ангелина долго перелистовала разные книги, в итоге, свой выбор она остановила на ярко иллюстрированной детской энциклопедии о животных. Дома они вместе рассматривали картинки с животными, читали о среде обитания, о повадках животных. Затем бабушка предложила Ангелине побывать в зоопарке. Внучка настолько заинтересовалась животными, что попросила бабушку купить ей еще книги о животных. И Галина Александровна отвела Ангелину в библиотеку, где был большой ассортимент книг про животных. Ушли они с библиотеки тоже не с пустыми руками, взяли несколько рассказов Виталия Бианки и Михаила Пришвина, которые читали в течении недели. Так бабушка и внучка стали постоянными читателя библиотеки.
В результате встречи мы обсудили с бабушками и дедушками перспективы нашего сотрудничества, вопросы, которые у них возникли, опыт который они могут предложить, а также попросили организовывать такие встречи почаще.
Учитывая все плюсы в данном направлении, мы увидели и минусы, а именно- в рамках информационно-образовательной поддержки представителей старшего поколения семьи. А проблема в том, что у них нет педагогической компетентности, они не знают возрастных особенностей детей. И поэтому нам педагогам необходимо делится опытом, как можно взаимодействовать с ребёнком. Так у нашего учреждения возникла необходимость в организации образовательной платформы и обучению основам дошкольной педагогики бабушек и дедушек.
У нас появился новый клуб «Мы вместе» и еще один план взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации. Для того, чтобы совместно решать вопросы воспитания и обучения детей, помогать друг другу и найти подход к каждому ребёнку.
Конечно, сначала бабушки и дедушки не понимали, как быть полезными, как они могут взаимодействовать с дошкольной организацией. Мы привлекали их постепенно, сначала приглашали на индивидуальные встречи. В ходе таких встреч мы обозначали для себя, как мы можем включить бабушек и дедушек в образовательный процесс детского сада. Затем предложили им рассказать о себе, о своем детстве, своих увлечениях, т. е. «показать себя» перед детьми. Так мы увидели наших мастеров: дедушка Максима – мастер по дереву, несколько бабушек предложили участвовать на мероприятиях по обучению детей шитью, вязанию, вышиванию и по приготовлению национальных блюд.
В ежедневной работе с детьми мы заметили, что у детей имеются представления о родном городе. Но знаний о его возникновении и развитии недостаточно. Родители в силу занятости мало рассказывают детям об истории города, о его достопримечательностях, недостаточно внимания обращают на красоту родного города, его непохожесть на другие города. Так и возникла идея проведения проекта «Мой родной город», который познакомил воспитанников с традициями, культурой, событиями прошлого и настоящего и достопримечательностями города Владикавказ. На первом этапе дети рассматривали открытки, фотографии родного города. Воспитатели знакомили детей о истории создания города, выдающихся людях, памятниках и достопримечательностях города Владикавказа.
Следующим этапом реализации проекта была выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии», фотовыставка «Мой город, Владикавказ», выставка детских работ «Город будущего». К юбилею выдающегося осетинского поэта, художника, основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова нашими дедушками была организована поездка к памятнику великого соотечественника. Ребята торжественно возложили цветы, прочитали стихи поэта, а дедушка Давида рассказал дошколятам интересные факты из жизни Коста.
Один из интересных этапов данного проекта имели место экскурсии в краеведческий музей и в музей истории МВД. Это было особенное, большое путешествие, в котором бабушка Вики,которая работает экскурсоводом в одном из музеев, познакомила с произведениями искусства, с культурой и бытом осетинского народа и с людьми других эпох. В ходе экскурсии дети проявляли интерес: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, из какой посуды ели, какая мебель у них была. Кроме того, наши активные бабушки предложили пешие прогулки по Владикавказу. В которых экскурсоводами были сами бабушки и дедушки и результате ребята узнали историю возникновения улиц, таких как Генерала Дзусова, Проспект Мира, Астана Кесаева на которой находится наш детский сад.
Хочется отметить, что итогом данного проекта стала пусть первая и не совсем успешная, но уже творческая, самостоятельная защита воспитанниками своих собственных проектов «Мой город». Конечно же, помощниками в создании данной презентации для ребят были наши дорогие бабушки и дедушки.
Гордость нашего детского сада - это создание «Кунацкой». Работу в «Кунацкой» с детьми мы начали с их знакомства со значением слова «кунак»- почетный гость и «кунацкая» - комната в доме или отдельная постройка в усадьбе для гостей у народов Кавказа. Далее мы проводили с детьми беседы о том, как нужно уметь правильно принимать гостя в «кунацкой», как вести себя при гостях. Очень большой интерес у воспитанников вызывали рассказы бабушек и дедушек, которые были приглашены в «кунацкую» о традициях и обычаях осетинского народа. Также приглашенные гости рассказывали истории из своего детства, и детям было очень интересно, ведь они знают, что все взрослые, когда то тоже были такими же детьми, как и они. Организуя такие встречи с почетными взрослыми, у детей возрастает нравственность и патриотизм, ребенок учится любить свою малую и большую Родину, свою семью, свои корни, свою культуру, свой язык и национальную кухню.
Очень запомнилась детям встреча в Кунацкой с актёрами Дигорского художественного театра, после просмотра спектакля. Актёры этого театра приезжали к нам с постановкой по сказке «Волшебная свирель Ацамаза» по произведениям Нартского эпоса. У детей спектакль вызвал бурю положительных эмоций, а главный герой Ацамаз покорил ребят своей храбростью. Сразу после спектакля, мы пригласили актёров к нам в Кунацкую. Актёры рассказали детям, что спектакль –это не только актёры на сцене, но и труд многих других людей, рассказали кто им делает костюмы, грим, декорации. И предложили детям побывать в роли актёра. Ребята прочитали стихи, показали пантомимы. Актёры вовлекали детей в игру и приглашали к взаимодействию, на протяжении всей встречи. Дети получили массу положительных эмоций, а некоторые стали мечтать о профессии актёра.
А в преддверии 8 марта гостем «Кунацкой» была бабушка одной из воспитанниц, которая в доступной и интересной форме рассказала ребятам группы о послушании в отношении родителей и уважительном отношении к старшим, о том, что мамам нужно помогать по дому. Также бабу рассказала об осетинской национальной кухне - осетинских пирогах и национальном блюде «Зарна», которое готовится из кукурузы и фасоли. Готовое блюдо она принесла из дома и угостила ребят. Дети были очень довольны и рады общению с бабу.
Как итог, хотим отметить, что проделанная работа позволяет нам подтвердить мысль о том, что взаимодействие представителей старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста – эффективное средство воспитания ребенка в современных социокультурных условиях в результате реализации педагогических условий. Бабушки и дедушки младших дошкольников с желанием готовы передавать свой жизненный опыт, традиции внукам, участвуя в мероприятиях, и тем самым быть полезными детскому саду.
Таким образом, мы создали условия для взаимодействия представителям старшего поколения семьи с детьми в рамках дошкольной образовательной организации, создали платформу для включения бабушек и дедушек в образовательный процесс, т. е. обеспечили им социальную активность.
На этом наша работа не остановилась, в этом году был организован «Университет для представителей старшего поколения семьи», как форма их обучения. Цель данного университета: установление системы взаимодействия «воспитатель-старшее поколение семьи- ребёнок- сотрудничество». Данный университет реализуется по принципу добровольности, личной заинтересованности и взаимоуважения. Нами разработана программа с описанием таких форм как семинары, семинар- практикумы и круглые столы. Данная программа включает в себя краткосрочные курсы и длительные курсы. И уже сегодня нами вместе с представителями старшего поколения изучена тема «Эксперименты интересны детям». После прослушивания теоретической части, нас волновал вопрос:
-А справятся ли бабушки и дедушки с практической частью, с проведением опытов и экспериментов в домашних условиях? Не скажем, что было легко, нет конечно, мы столкнулись с рядом трудностей, но радует пусть небольшой, но уже весомый для нас результат - мы получаем видео-ролики об экспериментах с внуками.
Конечно, мы будем использовать все выше перечисленные формы сотрудничества с представителями старшего поколения. А с целью повышения компетенции взрослых в образовании детей дошкольного возраста Университет для старшего поколения.
Также мы планируем, что в роли преподавателей Университета будут выступать не только педагоги, но и представители старшего поколения. И в результате педагоги и представители старшего поколения семьи будут соучастниками образовательного процесса.
Конечно, вся наша работа направлена на создание условий для полноценного и всестороннего развития дошкольника.
«И нам надо смотреть на ребёнка не как на неумелого, малообразованного, малознающего, а как на носителя нашего будущего. Мы должны подходить к нему с пониманием того, что его возможности безграничны. А, значит, мы должны с ним общаться по-другому, готовить педагогов»,- сказал Николай Евгеньевич Веракса.