Папки-передвижки

Выступление Шабалиной Л. К. на педсовете с темой: «Развитие физических качеств детей старшей группы» МБДОУ №19 г. Городец

Лариса Шабалина
Выступление Шабалиной Л. К. на педсовете с темой: «Развитие физических качеств детей старшей группы» МБДОУ №19 г. Городец
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста как одна из задач по физическому развитию дошкольников

Физическое развитие дошкольника определяется ФГОС ДО как одно из пяти направлений образовательной работы, осуществляемой в современных дошкольных образовательных организациях.

Публикация «Выступление Шабалиной Л, К, на педсовете с темой: „Развитие физических качеств детей старшей группы“ МБДОУ №19 г, Городец» размещена в разделах

Понятие «физическое развитие» раскрывается Э. Я. Степаненковой, как «процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств».

Понятие «физическое развитие» имеет разную интерпретацию, если рассматривается в узком или широком значении.

В узком значении понятие «физическое развитие» обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).

В более широком смысле слова «физическое развитие» понимается как развитие психофизических качеств - быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т. д.

Во избежание терминологической путаницы Л. П. Матвеев предлагает говорить о физическом состоянии организма, подразумевая под этим совокупность его телесных свойств и обусловленных ими функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному возрастному периоду индивидуального физического развития.

В специальной педагогической литературе термины «двигательные качества», «двигательные способности», «физические качества», «психофизические качества» большинством создателей современной теории физического воспитания дошкольников используются как синонимы, доказательством чему является описание одних и тех же проявлений: силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Так, Е. Н. Вавилова применяет термин «двигательные качества», Э. Я. Степаненкова употребляет термин «психофизические качества». Л. В. Волков пользуется термином «физические способности», а В. М. Зациорский, В. С. Попов используют термин «физические качества».

Но, несмотря на представленные различия в терминологии, исследователи сходятся в вопросе формулировки понятия физических качеств как отдельных проявлений двигательных возможностей человека, взаимообусловленных врождёнными анатомо-физиологическими, биохимическими, психологическими особенностями, а также социальными факторами обучения и воспитания. Особенное внимание уделяется факту влияния систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

Физическими качествами В. С. Попов называет врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Под развитием физических качеств В. С. Попов понимает «процесс целенаправленного воздействия физическими упражнениями на комплекс естественных свойств организма, обеспечивающих активную двигательную деятельность».

К основным психофизическим качествам Кожухова, Степаненкова, Попов, Филиппова, Шебеко, - специалисты в области физического развития детей дошкольного возраста относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Кроме этого, Е. Н. Вавилова указывает еще на необходимость проявления внимания развитию глазомера и равновесия.

Задачи по развитию физических качеств дошкольников конкретизированы и представлены в образовательных программах детей дошкольного возраста. Программные требования по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста, содержащиеся в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, приведены в приложении А. Многие ученые, в частности А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева указывают на тесную связь в развитии физических качеств старших дошкольников с формированием двигательных умений, поэтому в Приложении 1 приведены задачи по физической культуре старших дошкольников в целом.

Так, Е. Н. Вавилова отмечает, что «при выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции - быстрота; при беге на длинную дистанцию - выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега - сила в сочетании с быстротой».

Охарактеризуем сущность физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Быстрота, по определению Э. Я. Степаненковой, - это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают элементарные формы проявления быстроты – быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений, способность к быстрому началу движения (резкость) и комплексные формы ее проявления в целостных двигательных действиях: способность набирать максимальную скорость и длительно поддерживать ее, способность быстро переключаться с одних действий на другие. Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот.

В основе быстроты лежат различные морфофункциональные особенности центральной нервной системы и нервно- мышечного аппарата движений.

У дошкольников одним из компонентов скоростных качеств является максимальная скорость бега. За дошкольный период, как у мальчиков, так и у девочек, она возрастает на 1/3. Самые высокие ее показатели зарегистрированы в беге на дистанции 30 метров. Наибольшие темпы прироста по всем показателям скоростных возможностей отмечены у детей обоего пола в возрасте 4-6 лет, отмечает Н. Н. Кожухова.

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет.

В соответствии с особенностями проявления быстроты выделяются две основные задачи, направленные на развитие способности быстро выполнять движение: учить детей быстро начинать движение, мгновенно реагировать действиями на сигнал; поддерживать высокий темп движения.

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е. Н. Вавилова предлагает использовать силовые и скоростно-силовые упражнения: быстрый и медленный бег, бег с ускорением по прямой, бег в максимальном темпе на дистанцию 10 м, бег за партнером, стартующим на 2-3 м впереди, бег на дистанцию 30 м, бег с неожиданным ускорением по сигналу, старты из разных исходных положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т. д., бег, изменяя направление, специальные упражнения с элементами предельно быстрых движений (из положения лежа на спине встать по сигналу и добежать до предмета, подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения (продолжительность бега в играх не более 30 секунд).

Сила - это психофизическое качество, необходимое для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (что наблюдается, например, при передачах мяча).

К силовым способностям Н. Н. Кожухова относит быструю и взрывную силу. Быстрая сила проявляется в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью (бег, взрывная сила – в показателях прыжков, метания.

В дошкольном возрасте прирост количественных показателей скоростно-силовых способностей носит волнообразный характер: более медленный темп отмечается в 4 года и от 5 до 6 лет, ускорение темпа от 4 до 5 лет и значительное ускорение в 6-7 лет.

Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

При развитии силы Е. Н. Вавилова рекомендует применять:

метод динамических усилий, который предусматривает выполнение упражнений с непредельным отягощением и максимальной скоростью (например, метание мешочка с песком, упражнения с набивными мячами (например, поднимание набивного мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседание с мячом, прокатывание его, бросок мяча вперед от груди или толчок, бросок из-за головы);

игровой метод, когда с помощью игровых ситуаций и игр создают возможности менять режимы напряжения различных мышечных групп. К таким играм можно отнести игры с преодолением внешнего сопротивления (перетягивание каната, эстафеты с переносом грузов);

упражнения, которые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения: в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и наклонной лестнице, бег (на 30 м, прыжки, спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки.

Выносливость исследователи определяют по-разному. Так, В. М. Зациорский как и большинство исследователей, принимая формулировку этого качества, данную отечественным физиологом B.C.Фарфелем, под выносливостью понимает способность противостоять утомлению.

Применительно к детям дошкольного возраста Э. Я. Степаненкова рассматривает выносливость «как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент», считая целесообразным говорить лишь о развитии общей выносливости, так как именно аэробное энергообеспечение в большей степени соответствует их возможностям и способствует всестороннему физическому развитию и воспитанию.

Ученые отмечают существенную зависимость общей выносливости от функциональных возможностей организма детей, от подготовленности к мышечной работе различных органов и систем (особенно центральной нервной системы, сердечнососудистой, дыхательной и мышечного аппарата, от степени владения техникой движений, экономного их выполнения.

В исследованиях В. Г. Фролова определена возрастно-половая динамика выносливости и показано, что она значительно возрастает на протяжении всего дошкольного возраста при целенаправленном воздействии со стороны взрослых. У мальчиков сдвиги за период от трех до семи лет определены в 3,45 раза (в начале эксперимента дети пробегали 256 м, в конце — 884 м, у девочек - в 2,96 раза (увеличение с 241 м до 715 м). Таким образом, по данным В. Г. Фролова, у мальчиков дошкольного возраста наибольшие сдвиги в развитии выносливости наблюдаются через два года (в 4 и 7 лет, а у девочек - через один (в 4 и 6 лет). В 5-6 лет у мальчиков наблюдается период относительной стабилизации в развитии выносливости, а у девочек - ее значительное повышение, что необходимо учитывать, осуществляя дифференцированный подход к организации всей работы по физическому воспитанию с детьми данного возраста.

В исследованиях Ю. Ф. Змановского показано, что лучшими средствами в развитии выносливости являются циклические движения: бег, плавание, катание на лыжах, на коньках и т. д.

В исследованиях Е. Н. Вавиловой по развитию выносливости у детей подчеркивается необходимость более широкого использования ходьбы, бега, лазания, катания на велосипеде и т. п. - именно тех движений, которые требуют участия большого числа мышечных групп, способствуя всестороннему физическому развитию и воспитанию. Достоинствами применяемых движений являются их динамизм, простота, возможность использования в различных играх.

Гибкость - морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. «Гибкость, -пишет Л. П. Матвеев, - определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений… Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний-разгибаний и других движений. Соответственно ее показатели определяются по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах)».

Гибкость определяется Э. Я. Степаненковой как «способность выполнять движение с максимальной амплитудой».

Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу, а также конфигурацией суставных концов костей, толщиной суставного хряща. Самым важным фактором, определяющим амплитуду движения при выполнении двигательного действия, являются мышцы, окружающие сустав, их способность удлиняться и сокращаться. Ограничителем реального размаха движений являются суставные сумки-связки. Под влиянием систематического растягивания улучшается их эластичность. Это приводит к увеличению подвижности в суставе, улучшению показателей гибкости.

Методическими рекомендациями для развития гибкости, являются следующие:

выполнять упражнения на растягивание необходимо ежедневно;

чередовать упражнения на силу и гибкость, не допуская преобладания одного вида упражнения над другим.

подбирать упражнения на растягивание мышц и связок на основе оптимального сочетания в процессе физического воспитания таких упражнений, которые развивают гибкость, силовые физические качества и помогают расслабить мышцы. Например, плавные движения по большой амплитуде, повторные пружинящие движения, пассивное/активное сохранение максимальной амплитуды, махи с постепенным увеличением амплитуды.

Полезным считается растягивание, или «стрейчинговые» движения, их сущность, значение и возможности использования в работе с детьми дошкольного возраста описывает Э. Я. Степаненкова.

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Проблема формирования такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает множество дискуссионных вопросов. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н. А. Бернштейну, он дает научное понятие ловкости: «Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, т. е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно (т. е. адекватно и точно); быстро (т. е. скоро и споро); рационально (т. е. целесообразно и экономично); находчиво (т. е. изворотливо и инициативно)». Ловкость неоднородна по своей уровневой структуре, Н. А. Бернштейн выделяет 2 «разряда» ловкости: телесная ловкость; предметная, или ручная, ловкость.

В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы: применение упражнений с необычными исходными положениями; зеркальное выполнение упражнений; изменение скорости и темпа движений; варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение; усложнение упражнений дополнительными движениями. Подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры - игровые упражнения. Большое место в развитии ловкости занимают игры, относящиеся к «Школе мяча».

Многие исследователи, в частности В. С. Попов, отмечают зависимость проявления и развития физических качеств от сформированности личностно-психологических особенностей, которые включают в себя мотивацию на достижение результатов, волевые компоненты (целеустремленность, настойчивость, выдержка, эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Таким образом, развитие физических качеств является одной из основных задач физического развития дошкольников. Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила и гибкость) происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков в процессе выполнения физических упражнений. Физические качества формируются у ребенка

комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других физических качеств. Особенности развития физических качеств определяют успешность двигательной деятельности детей и способность к овладению новыми формами движений, умение целесообразно пользоваться ими в жизни. Опубликовано 01.11.2017

Публикации по теме:

Развитие физических качеств и оздоровление организма посредством совершенствования навыка лыжной ходьбы Государственное бюджетное учреждение Ненецкого автономного округа «Ненецкий региональный центр развития образования» Целостное.

Консультация «Формирование физических качеств» Формирование физических качеств является одной из основных сторон физического воспитания. Уровень развития физических качеств определяет.

Описание опыта «Развитие физических качеств старших дошкольников в процессе организации подвижных игр и эстафет» Описание опыта педагогической деятельности: «Развитие физических качеств старших дошкольников в процессе организации подвижных игр и эстафет.

Отчет по самообразованию за 2016–2017 год «Развитие физических качеств детей раннего возраста по средствам подвижных игр» Моей темой по самообразованию является "Развитие физических качеств детей раннего возраста по средствам подвижных игр". Как известно игра.

Проект по развитию физических качеств детей посредством физического воспитания с использованием русского фольклора Проект развитие физических качеств детей посредством физического воспитания используя русский фольклор «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:.

Проект «Развитие физических качеств у детей» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ инструктора по физическому воспитанию Салдимировой Марины Геральдовны по теме: «Развитие физических качеств у детей.

Развитие физических качеств у дошкольников Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования. Дошкольное.

Упражнения для формирования физических качеств Упражнение способны формировать физические качества. «Кто скорее» Эта игра-эстафета включает преодоление различных препятствий, знакомых.

Выступление на педсовете «Развитие мелкой моторики рук дошкольников» «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности» подготовила Сафиулина.

Выступление на педсовете «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ» Выступление на педсовете «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ»Приоритетным направлением деятельности ДОУ является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление Шабалиной Л. К. на педсовете с темой: «Развитие физических качеств детей старшей группы» МБДОУ №19 г. Городец
Опубликовано: 8 октября 2017 в 14:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление Шабалиной Л. К. на педсовете с темой: «Развитие физических качеств детей старшей группы» МБДОУ №19 г. Городец» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Шабалина (УИ 1292152) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД