Папки-передвижки

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Опыт работы (3 фото)

Семенова Валентина Викторовна
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность – речевое развитие одно из важнейших направлений развития личности ребенка. Младший дошкольный возраст – это возраст чувствительного познания окружающего.

Речь - это, прежде всего инструмент общения. При помощи речи, общения, ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного. Каждый ребенок в детском саду должен научиться связно и последовательно излагать свои мысли. Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов используют небольшой активных словарь. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного значения.

Публикация «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах

В большинстве случаев дети дошкольного возраста уже должны полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники могут похвастаться такими умениями. Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:

• Неумение составлять длинные, сложноподчиненные предложения – речь ребенка состоит исключительно из простых, лаконичных предложений.

• Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.

• Систематическое применение нелитературной лексики.

• Минимальный, бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка.

Дошкольник не может самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.

• Плохой уровень дикции.

Дошкольник не может строить правильные логические выводы и утверждения.

Следуя из выше сказанного, встает вопрос о выборе средств и методов коррекции имеющихся недочетов в речевом развитии. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Опыт работы показывает, что эффективным средством при развитии речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.

Этот прием обеспечивает успешное запоминание, так как наглядный материал усваивается лучше и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Цель: Создание условий для использования в образовательной деятельности мнемотехники, как эффективного средства для развития речи дошкольников.

Задачи:

- Развивать связную речь;

- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;

- Обучать детей правильному звукопроизношению;

- Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Мнемотехника это искусство запоминания. Это система методов и приёмов, которые помогают ребенку успешно и эффективно запомнить информацию, способствуют развитию речи, мышления, зрительной и слуховой памяти. Начала деятельность с детьми в данном направлении с простых мнемоквадратов и мнемодорожек.

Этот приём позволил детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы).

Далее, познакомила детей с приёмом – мнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно). Мы вместе с детьми составляли предложения по картинкам, короткие рассказы (из двух трех предложений) на тему: «Осень», «Овощи», «Игрушки», «Зима». Мнемодорожки используем в режимных моментах «Алгоритм умывания рук», «Алгоритм одевания на прогулку» и т. д.

Для составления детьми коротких описательных рассказов составляла и использовала цветные мнемотаблицы, потому что у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы сенсорные эталоны.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)

Работа по мнемотаблицам строится в 3 этапа.

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме

Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Изготовлены мнемотаблицы для составления описательных рассказов на тему: «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Игрушки», «Животные» и т. д.

Особенно эффективны мнемотаблицы при заучивании стихотворений. Дети смотрят на картинку, вспоминают слова и произносят их. Этот приём способствует быстрому запоминанию стихотворений. Мною была собрана картотека мнемотаблиц по стихам. Мнемотехника для самых маленьких незаменимый прием в обучении рассказыванию и запоминанию сказок. Сделана цветная картотека мнемотаблиц к русским народным сказкам. Дети успешно рассказывают по ним сказки, угадывают по таблицам название сказки, играют в дидактические игры по данным мнемотаблицам. Продуктом моей работы по теме стало :

- пополнение развивающей предметно пространственной среды в группе;

- оформлены картотеки мнемотаблиц : «Рассказываем сказки», «Мнемотаблицы для заучивания стихов для детей младшего дошкольного возраста», «Мнемотаблицы для составления описательного рассказа»,

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

КАРТОТЕКА МНЕМОТАБЛИЦ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Опыт работы

КАРТОТЕКА МНЕМОТАБЛИЦ «РАССКАЗЫВАЕМ СКАЗКИ»

Фото №1 Актуальность речевое развитие одно из важнейших направлений

КАРТОТЕКА МНЕМОТАБЛИЦ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

Фото №2 Развитие ребенка
Публикации по теме:

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Опыт работы «Использование метода мнемотехники»Опыт работы «Использование метода мнемотехники» В детском саду перед воспитателями и музыкальным руководителем ставится задача заучивания наизусть песен и стихов. Хочется, чтобы песни.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня друзья! Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Пришли вы на мастер-класс, а сил.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Опыт работы
Опубликовано: 16 октября 2023 в 10:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Семенова Валентина Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД