Семенова Валентина Викторовна
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность – речевое развитие одно из важнейших направлений развития личности ребенка. Младший дошкольный возраст – это возраст чувствительного познания окружающего.
Речь - это, прежде всего инструмент общения. При помощи речи, общения, ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного. Каждый ребенок в детском саду должен научиться связно и последовательно излагать свои мысли. Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов используют небольшой активных словарь. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного значения.
Публикация «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В большинстве случаев дети дошкольного возраста уже должны полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники могут похвастаться такими умениями. Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:
• Неумение составлять длинные, сложноподчиненные предложения – речь ребенка состоит исключительно из простых, лаконичных предложений.
• Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.
• Систематическое применение нелитературной лексики.
• Минимальный, бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка.
• Дошкольник не может самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.
• Плохой уровень дикции.
• Дошкольник не может строить правильные логические выводы и утверждения.
Следуя из выше сказанного, встает вопрос о выборе средств и методов коррекции имеющихся недочетов в речевом развитии. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Опыт работы показывает, что эффективным средством при развитии речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.
Этот прием обеспечивает успешное запоминание, так как наглядный материал усваивается лучше и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Цель: Создание условий для использования в образовательной деятельности мнемотехники, как эффективного средства для развития речи дошкольников.
Задачи:
- Развивать связную речь;
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;
- Обучать детей правильному звукопроизношению;
- Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Мнемотехника это искусство запоминания. Это система методов и приёмов, которые помогают ребенку успешно и эффективно запомнить информацию, способствуют развитию речи, мышления, зрительной и слуховой памяти. Начала деятельность с детьми в данном направлении с простых мнемоквадратов и мнемодорожек.
Этот приём позволил детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы).
Далее, познакомила детей с приёмом – мнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно). Мы вместе с детьми составляли предложения по картинкам, короткие рассказы (из двух трех предложений) на тему: «Осень», «Овощи», «Игрушки», «Зима». Мнемодорожки используем в режимных моментах «Алгоритм умывания рук», «Алгоритм одевания на прогулку» и т. д.
Для составления детьми коротких описательных рассказов составляла и использовала цветные мнемотаблицы, потому что у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы сенсорные эталоны.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)
Работа по мнемотаблицам строится в 3 этапа.
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме
Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Изготовлены мнемотаблицы для составления описательных рассказов на тему: «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Игрушки», «Животные» и т. д.
Особенно эффективны мнемотаблицы при заучивании стихотворений. Дети смотрят на картинку, вспоминают слова и произносят их. Этот приём способствует быстрому запоминанию стихотворений. Мною была собрана картотека мнемотаблиц по стихам. Мнемотехника для самых маленьких незаменимый прием в обучении рассказыванию и запоминанию сказок. Сделана цветная картотека мнемотаблиц к русским народным сказкам. Дети успешно рассказывают по ним сказки, угадывают по таблицам название сказки, играют в дидактические игры по данным мнемотаблицам. Продуктом моей работы по теме стало :
- пополнение развивающей предметно пространственной среды в группе;
- оформлены картотеки мнемотаблиц : «Рассказываем сказки», «Мнемотаблицы для заучивания стихов для детей младшего дошкольного возраста», «Мнемотаблицы для составления описательного рассказа»,
Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
КАРТОТЕКА МНЕМОТАБЛИЦ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ
КАРТОТЕКА МНЕМОТАБЛИЦ «РАССКАЗЫВАЕМ СКАЗКИ»
КАРТОТЕКА МНЕМОТАБЛИЦ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ