Елена Лапшина
Выступление «Рассказывание по набору сюжетных картинок»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказывание по набору сюжетных картинок
В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине. Одним из видов является рассказ по последовательной сюжет-ной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каж-дой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Данный этап работы – рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех, воз-можен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объеди-няются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета.
Публикация «Выступление „Рассказывание по набору сюжетных картинок“» размещена в разделах
Разработаны различные варианты предъявления картинок для состав-ления коллективного рассказа по сюжетной серии - на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети нахо-дят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; вся серия картинок находится на доске, первая картин-ка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по поряд-ку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета; дети размещают в нужной последова-тельности неправильно расположенные картинки, затем составляют рас-сказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой после-довательности будет рассказывать (закрепляется представление о компо-зиции рассказа).
Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирование представлений о композиции, развитие умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.
Рассмотрим приёмы работы по сериям сюжетных картинок :
1. Взрослый дает по картинкам образец рассказа, а ребенок повторяет этот рассказ.
2. Ребенок самостоятельно рассказывает о том, что нарисовано на картин-ках, придумывает название рассказу.
3. Взрослый дает начало рассказу, а ребенок заканчивает его или может повторить весь рассказ.
4. Взрослый размещает на наборном полотне серию сюжетных картинок. Ребенок рассматривает их. Взрослый знакомит ребенка с их содержанием, затем повторяет рассказ, а ребенок находит и показывает соответствую-щую картинку. После этого ребенок самостоятельно рассказывает по кар-тинкам.
5. Взрослый читает рассказ, сам раскладывает картинки. После этого пред-лагает самостоятельно разложить картинки в нужной последовательности и повторить рассказ. В случае затруднения можно помочь наводящими вопросами.
6. На наборном полотне расставлена серия сюжетных картинок. Взрослый задает наводящие вопросы по содержанию, помогая осмыслить его и уста-новить причинно-следственные связи.
7. Ребенку раздают картинки одной серии в любой последовательности. Взрослый дает план рассказа, по которому ребенок раскладывает картин-ки в нужной последовательности и составляет рассказ по картинкам.
8. Ребенку раздают серию картинок для установления их последовательно-сти. Взрослый начинает рассказ по первой картинке, ребенок должен про-должить по своим картинкам.
9. Ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в нужном порядке картинки и передать содержание каждой. Так ребенок составляет целый рассказ.
10. Составив рассказ по серии картинок, ребенок придумывает его назва-ние. Затем дополняет рассказ предыдущим и последующим событием.
В зависимости от возраста детям предлагаются серии разной слож-ности. В 3- 4 года – серию из двух картинок, в 4-5 лет – серию из трех-четырех картинок, в 5- 6 лет – серию из 5 картинок. Однако в каждом кон-кретном случае надо учитывать индивидуальные возможности ребенка. В процессе работы по обучению детей рассказыванию по картине и по серии сюжетных картин происходит развитие связной речи, мышления, вообра-жения, наблюдательности, пространственной ориентации; решаются вос-питательные задачи: дети учатся выслушивать рассказы сверстников, по-могать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно их исправлять.
Проанализировав материалы по методике развития речи, можно сделать вывод, что дошкольники в процессе формирования умения состав-лять рассказ по серии сюжетных картинок практически овладевают:
- умениями выделять признаки текста (текст имеет тему, главную мысль; его можно разделить на части, озаглавить; предложения текста связаны общей темой);
- умениями пользоваться речевыми средствами выразительности (темп, громкость, тон, логические паузы и ударения, а также имеют представле-ния о мимике, жестах – как невербальных средствах выразительности ре-чи;
- умением рассматривать, анализировать предложенные картинки;
- умением видеть сюжетную линию в предложенной серии картинок, соот-носить свой текст с содержанием картинок, отражать в своем тексте идею картинок;
- умением озаглавливать рассказ по картинке, серию картинок и каждую в отдельности.
А также обладают умениями связной речи:
- понимать и раскрывать тему и основную мысль;
- собирать материал к высказыванию и излагать его последовательно, связно.
Формирование речевых умений возможно лишь в том случае, если оно будет постепенным, взаимосвязанным, всесторонним, проработанным в практической деятельности детей. Все знания должны «проходить через руки дошкольников», они должны основываться как на личном опыте де-тей, так и на пройденном материале.
Для формирования и развития у детей мотивации в обучении, необ-ходимо использовать разнообразный дидактический материал, отвечаю-щий современным интересам дошкольников. Подобранные воспитателем картинки должны быть близки к занятиям, наблюдениям, воспитательным беседам, социальному опыту самих детей.
Список используемой литературы
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Издательский центр «Акаде-мия», 2000
2. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыва-нию. – М., Просвещение, 1982
3. https://www.maam.ru/