Козловская Елена Олеговна
Выступление педагога-психолога на родительском собрание в подготовительной группе «Готовность ребёнка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе.
Оборудование: мяч, мольберт, презентация, памятки.
Ход мероприятия:
Педагог-психолог : Здравствуйте, уважаемые родители! Рада видеть вас на родительском собрании. Сегодняшнее собрание посвящено проблеме перехода детей из детского сада в школу. Именно об этом мне бы хотелось с вами поговорить. В апреле месяце с вашими детьми была проведена диагностика готовности детей к школьному обучению.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
А сейчас я предлагаю немного поговорить на тему готовности к школе. Все мы хотим, чтобы наш ребёнок был готов к школьному обучению, но у каждого из вас свои критерии по которым вы определяете готовность к школе. Я предлагаю нам сейчас определить эти критерии.
Упражнение «Мяч»
Описание: Психолог или воспитатель кидает мяч родителям. Тот, кто поймал мяч, говорит что, значит, для него быть готовым к школе. Параллельно один из педагогов записывает ответы родителей на доске.
Педагог-психолог : Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Психолог зачитывает, то, что написано на мольберте).
Педагог-психолог : Всё, что вы сказали про готовность к школе, является критериями, но мне вспоминаются слова одного детского психолога Вагнера Л. А. Он говорил: «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Действительно уметь читать, писать – это важно и это является критериями педагогической готовности к школе. Но существует ещё и другие виды готовности к школе и про них не стоит забывать. Одним из таких видов является психологическая готовность к школе. Об этом более подробно мне бы хотелось вам рассказать.
Мини-лекция: «Компоненты психологической готовности к школе».
Педагог-психолог : Бывает так, что ребёнок умеет писать, читать, считать и даже изучает английский язык, но при этом не умеет долгое время находиться в большом коллективе, не способен слышать взрослого, не умеет устанавливать дружеские отношения в коллективе, разрешать возникающие конфликты. Без всего этого ребёнку будет сложно учиться в школе. Что же включает в себя психологическая готовность к школе? (психолог записывает компоненты на доске).
Психологическая готовность представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка:
- мотивационная готовность;
- социальная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- волевая готовность.
Мотивационная готовность к школе, которая предполагает обоснованное желание идти в школу.
Первым условием успешного обучения в начальной школе являются наличие у ребенка соответствующих мотивов, отношение к обучению как важному делу, стойкое желание учиться в школе. Неоднократные опросы детей подготовительных групп показывают, что учиться в школе хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания не у всех одинаковое.
В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе :
- игровой, основан на том, что там много ребятишек и будет с кем поиграть.
- познавательный, ребенок хочет узнать что-то новое и интересное.
- социальный - ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место.
С вашими детьми я провела диагностику на выявление мотивации. И вот какие результаты у меня получились.
Педагог-психолог : На слайде вы видите, что преобладающий мотивом является – познавательный, что очень радует.
Педагог-психолог : Следующим компонентом психологической готовности является социально-личностная или коммуникативная готовность. Она проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, школе, обществе. Социально-личностная или коммуникативная готовность характеризуется :
- принятием новой социальной роли;
- сформированностью коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем;
- сформированностью способности к коллективным формам деятельности.
Социально-личностная или коммуникативная готовность предполагает следующие умения: способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, при необходимости, уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
Совет родителям :
Поддерживайте доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Помните - личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, приветствуют родители общение своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.
Педагог-психолог : Ещё одним компонентом психологической готовности к школе является интеллектуальная готовность. Она подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов и является важной предпосылкой успешности обучения, так как связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, выделять существенные признаки вещей и явлений, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных. Это развитие образного и словесно-логического мышления. Овладение родным языком и основными формами речи. Наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе. Хорошая память и внимание.
Иными словами, ребенок должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Педагог-психолог : Также важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает:
- сформированность навыков и умений управлять своим поведением, эмоциями;
- сформированность навыков произвольной регуляции внимания;
- сформированность способности ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия;
- умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. «Надо» выходит на первый план вместо «хочу». Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.
То есть волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.
Совет родителям :
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные игры.
Педагог-психолог : Все перечисленные компоненты психологической готовности очень важны для обучения ребёнка в школе. Давайте вместе с вами, подумаем, сколько вообще нужно времени для того, чтобы сформировать у ребёнка психологическую готовность к школе. (Родители дают ответы).
Педагог-психолог : Этим мы занимаемся с вами с самого рождения. В завершение своего выступления я бы хотела бы вам раздать памятки с рекомендациями готовности к школе ваших детей. На этом у меня всё. Спасибо за внимание!