Юлия Строгонова
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие человека, самодостаточного и успешного, как требует сегодня государство и современное мировое сообщество, во многом зависит от образования, от его содержания.
Дошкольное детство является первой ступенью непрерывного образовательного процесса. По этому, именно в дошкольном возрасте образовательный процесс направлен на развитие таких важных качеств, как физические, интеллектуальные, личностные. Именно в этот период формируются предпосылки учебной деятельности.
Публикация «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» размещена в разделах
В современном обществе все чаще поднимаются вопросы: как сформировать человека, который бы отвечал современным запросам общества. Именно поэтому на первый план выходит личность ребенка, процессы, влияющие на ее становление.
В Законе «Об образовании» (статья 18 «Дошкольное образование») «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». На дошкольные учреждения также возлагается ответственность за воспитание и развитие этих качеств.
Таким образом, социально-личностное развитие детей становится особо актуальным на данном этапе развития общества.
Гендерное воспитание, как одно из составляющих социально-личностного развития, является актуальной проблемой педагогической работы.
Вопрос гендерной идентичности особенно остро стоит в неполных семьях, или в семьях, где мужские и женские роли изменились (мама выполняет роли папы, а папа становится на позицию «ведомого»). Здесь дети видят искаженный образец гендерного поведения родителей и вынуждены его принимать как должное. Это приводит к затруднениям в межличностном общении со сверстниками на улице, в детском саду, школе. Воспитателям в детских садах приходится работать над данной проблемой.
В свете выше сказанного, государство озаботилось дальнейшим гендерным развитием общества. По этому, в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, по сравнению с «Программой воспитания и обучения» под редакцией М. А. Васильевой, наряду с другими, появились требования к реализации гендерного воспитания подрастающего поколения. (пункт 6.2 статьи 9 Закон «Об образовании»)
Перед педагогами в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в области «Социализация» поставлена задача: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Здесь возникает следующая проблема: не готовность, не знание, не желание педагогов со стажем реализовывать задачи, поставленные государством перед дошкольным образованием.
В своем докладе министр образования и науки Самарской области Д. Е. Овчинников на августовской конференции работников образования Самарской области 16 августа 2012 года, в г. о. Чапаевске.
говорит о результатах работы по привлечению молодых специалистов в сферу образования на всех уровнях. Однако в дошкольные учреждения нет притока молодых специалистов, выпускники институтов и педучилищ не идут работать в ДОУ, в редких случаях претендуют на должность «узкого специалиста».
На сегодняшний момент состав работников ДОУ таков: специалисты пред пенсионного и пенсионного возраста, имеющие среднее или высшее педагогическое образование, а некоторые из них не имеют профильного образования, но имеют колоссальный стаж работы.
Исходя из «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (пункт 36) «К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование.
Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации», администрация вынуждена принимать на работу педагогов со специальным высшим или средним образованием, не имеющих стажа работы, у которых отмечается низкий уровень сформированности профессиональной компетентности. Чаще всего это женщины, которые приходят в ДОУ «из-за сложившихся обстоятельств».
Педагоги испытывают затруднения в том, что у них не хватает теоретических знаний о физиологии и психологии мальчиков и девочек. На факультетах дошкольной педагогики не преподавался курс гендерной психологии, по этому многие педагоги испытывают затруднения при взаимодействии с мальчиками.
Содержание воспитания и образования мальчиков и девочек того или иного возраста, по мнению ученых различаются:
в физическом развитии и социальном поведении;
в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
в проявлении агрессии и многом другом. (Методическая разработка «Формирование гендерной идентичности у дошкольников» https://www.surwiki.ru/wiki/index.php/Формирование_гендерной_индентичности_у_дошкольников.)
Исследуя развивающую среду группы, не вооруженным глазом можно отметить, что преобладает «девичьи» материалы и пособия, так как они, по мнению педагогов, более безопасны в отличии от игрушек, которые выбрали бы мальчики.
На сегодняшний день существует ряд недостатков, затрудняющих работу в данном направлении, а именно
• в результате:
- у девочек и мальчиков основы мужественности и женственности заложены не достаточно
- отсутствует взаимопонимание в отношениях разнополых детей;
- в силу того, что дети продолжительное время находятся с женщинами наблюдается не сформированность модели поведения, соответствующей данному
• в процессе:
- используемые в работе программы, технологии, методики рассчитаны не на мальчиков и девочек, а на бесполого «ребенка»;
- деятельность педагогов по формированию гендерной принадлежности не имеет системности и заключается в показе стандартного образца взаимоотношения полов;
• в условиях:
- предметно-развивающая среда не в полной мере учитывает особенности психического и физического развития девочек и мальчиков, преобладают «девичьи» материалы и пособия, так как они, по мнению педагогов, более безопасны в отличии от игрушек, которые выбрали бы мальчики.
2. Формулировка проблемы на основе проведенного анализа.
Опираясь на результаты, проведенного анализа, наблюдается некоторое несоответствие между требованиями, которые предъявляет государство через Федеральные Требования к структуре ООП и реальным положением, которое существует сейчас в дошкольных учреждениях по данному направлению.
Исходя из выше сказанного, проблема, которая стоит перед нами: найти способы и попытаться изменить условия и процесс воспитания, чтобы максимально приблизиться к тем требованиям, которые ставит перед нами государство и диктует современная действительность.
3. Описание нового образовательного результата, сформированного у обучающегося.
Планируемым результатом при эффективно реализуемом гендерном подходе в воспитании и обучении и решении задач воспитания и обучения с учетом пола детей будет сформированность у детей следующих интегративных качеств:
к 4 годам ребенок:
• имеет представления о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;
• умеет адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и собственное;
• использует знания об эталонах «мужского» и «женского» поведения в реальных и игровых взаимоотношениях со сверстниками.
к 5 годам ребенок:
• имеет представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях, эталонах мужественности и женственности; понимает партнерский характер жизни в семье и детском саду, элементарные представления о своем организме, физических особенностях.
к 7 годам ребенок:
• стремиться к познанию самого себя;
• готов устанавливать искренние уважительные отношения со сверстниками;
• выполняет гендерный репертуар в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Содержание.
Для реализации представлений о гендерном поведении необходимо организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки.
Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место женщине в транспорте, помочь маме нести сумку с продуктами. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: «Какой ты у меня молодец, настоящий мужчина!» - эти слова будут для ребенка настоящей наградой.
Девочек можно привлекать к сервировке стола, к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить, мыть посуду.
Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок детского сада в порядок, желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают.
Программу детских праздников, вечеров досуга оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.
Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация. Ребенок испытает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят значком или орденом «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «За благородный поступок».
Значительное место в гендерном воспитании принадлежит различным видам игр, среди них: игры-драматизации, строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые игры, отражающих жизнь семьи: «Мы едем в отпуск», «К нам гости пришли», «Идем в гости».
Также можно с детьми разыгрывать этюды: «Спортсмены», «Кто выполняет эту работу?», «Чему я радуюсь?», «Встреча с другом», «Моя игрушка» и др. ;
Детей заинтересует рассматривание энциклопедии «Твоё тело»;
Не нужно забывать и чтение художественной литературы: русская народная сказка «Морозко», С. Маршак «Мальчики и девочки», А. Барто «Помощница», С. Михалков «Дядя Стёпа», В. Осеева «Просто старушка»
Работа с родителями может быть представлена беседами, консультациями: «Пять заповедей отцовства для пап мальчиков», «Литература для девочек», «Вы являетесь главным примером для своих детей», «Как научить детей дружить» и др
Средства обучения и воспитания.
Известно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка. Предметно - развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.
Не следует забывать, что мальчикам требуется больше пространства, чем девочкам, развивающие пособия для девочек должны быть привлекательны.
Такая среда позволяет мальчикам и девочкам вступать во взаимоотношения друг с другом на основе интереса к совместной игровой деятельности, игровым замыслам, желания играть вместе, а также проявлять активность, творчество, инициативность, самостоятельность, свободу выбора в создании игровых ролей, игровых атрибутов.
Необходимо пополнить дидактическими играми и пособиями зоны самостоятельной деятельности детей.
Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе.
«Домашние заботы» во время этой игры, дети делятся друг с другом, кто и как помогает своим мамам дома, «Дом дружбы», «Дочки-матери» эта игра помогает каждому ребенку понять, что обе роли в семье главные и одинаково сложные.
Пособия (тетради на решение не только познавательных задач но и этических, с заданиями, демонстрационного материала (альбомы «Как поступить», «Маме дома помогаю», «Все профессии важны, все профессии нужны» и т. д).
Технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада представлено не достаточно и требуется их разработка.
Средства контроля.
Для диагностирования гендерной социализации детей дошкольного возможно использование следующих методик:
1. Диагностическая методика «Проективный рисунок человека» (Маховер К. «Проективный рисунок человека» – выявление степени выраженности половой идентичности (отождествление себя с представителями определенного пола).
2. Методика Л. Дюссо «Сказки».
3. Индивидуальная беседа с детьми с целью выявления представлений о роли занятости мужчины и женщины в семье, определения знаний о различиях девочек и мальчиков, культуре их общения.
4. Составление рассказов мальчики составляют рассказ о девочках для выяснения мальчиками фемининных черт девочек, а у девочек понимание маскулинных черт мальчиков;
5. Наблюдение за игровой деятельностью детей, с целью выявления особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнера по игре, особенностей гендерного поведения детей.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые.
Прежде всего, необходимы курсы повышения квалификации педагогов по следующим направлениям :
1. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
2. пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;
3. построение соответствующей развивающей среды;
4. Построение модели педпроцесса;
Создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников ДОУ.
По мнению В. П. Симонова, знание преподавателем своей гендерной доминанты и гендерной доминанты учащихся позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Научно-методические.
Для понимания данной проблемы необходимо иметь представление о гендерной педагогике и психологии, знания о гендерных особенностях субъектов образовательного процесса, представления о положении мужчин и женщин в обществе, по этому в методическом кабинете нужна следующая литература по данному направлению :
Здравомыслова О., Кигай Н. Представление о гендере связано с осознанием личности. Суждения, оценки. Мнения российских женщин и мужчин : Проект «Женщина третьего тысячелетия: гражданская и политическая ответственность». – М. : 2005. – 124 с.
2. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 92 с.
3. Одаренные дети / Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. – М. : Прогресс, 1991. – 376 с.
4. Воронина О. А. Основы гендерной теории и методологии // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. – М. : МЦГИ–МВШСЭН, 2000. – 416 с.
Материально-технические.
Для использования в детском саду ИКТ необходимо, что бы:
1. В ДОУ была создана компьютерно-игровая комната. У ребенка, в этом случае, появится возможность поиграть самостоятельно, или создать свое «портфолио» и потом продемонстрировать его своим одногрупникам.
2. Использование ноутбука с подгруппой детей. Используя видеоматериалы педагог сможет мотивировать детей на деятельность. Работая с «мышкой», ребята учатся соблюдать, установленный в группе регламент работы с компьютером. Таким образом, дошкольники привыкают соблюдать правила
3. Использование ноутбука (компьютера, проектора и экрана.
4. Наличие в ДОУ интерактивной доски (для дошкольников необходима доска, действующая по нажатию пальцем, а не маркером).
Нормативно-правовые.
Внесение уточнений в образовательную программу ДОУ по формированию гендерной принадлежности.
Внесение в годовой план работы ДОУ задачу о формировании гендерной принадлежности, которая будет решаться в течение трех лет.
Информационные.
В работе по формированию гендерной принадлежности можно использовать интернет - сайты:
• doshkolnik.ru›pedagogika
• nsportal.ru›detskii-sad
• planetadetstva.net›info
• ivalex.vistcom.ru
• www.moi-detsad.ru
Журналы:«Дошкольное воспитание», «Ребенок в ДОУ», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя», «Педагогика», Гендерная социология: состояние, противоречие, перспективы и др.
Литературу:
• Доронова Т. Н., Симонова Н. Ю., Цапенко М. М. Как воспитывать девочек и мальчиков 3–4 лет. М. : Изд. центр «Школьнаякнига», 2010.
• Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по -_разному, любить
по -_разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. Самара: Учеб. лит. ; Изд. дом «Федоров»,2008.
• Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. 2_еизд. ,перераб. и доп. М. : Смысл; PerSe,2000.
• Митина О. В., Петренко В. Ф. Кросс «Культурное исследование стереотиповженского поведения в России и США».
• Репина Т. А. Проблема полоролевойсоциализации детей. М. : Изд_воМоск. психол. _соц. инта; Воронеж: Изд_во НПО «МОДЭК», 2009.
• Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: Учеб. _практ. пособие / Центр педагогического образования. М., 2008.
• Чекалина А. А. Гендерная психология: Учеб. пособие. М. : Ось_89, 2006.
Организационные.
Вести разъяснительную работу среди родителей по популяризации современных педагогических новаций с целью сотрудничества, улучшения качества воспитательной работы и выработки общих принципов развития ребенка.