Виктория Пушкарева
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 21» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Выступление на тему:
«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
Разработано
Публикация «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Пушкаревой В. В.
с. Левокумское
2018-2019 учебный год.
Как часто сегодня мы получаем сведения из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодежи. Когда же произошло упущение? Почему мы пожинаем плачевные результаты? Не потому ли, что, возможно, уделяли в свое время мало внимания нравственно-патриотическому воспитанию тем малышам, которые в данный момент представляют молодое поколение нашей страны? Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна.
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения. Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Невозможно оценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского, «умных» эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека. Музыкальная деятельность в нашем детском саду создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности у ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека общества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют нам, педагогам, необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий при вхождении детей-дошколят в музыкальный мир. Сегодня актуально возросла потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала, становление нравственно-личностных качеств у ребят.
Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», – это слова нашего современника В. Распутина.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д.
Важным этапом работы по нравственно-патриотическому воспитанию является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
В мелодии этой песни (А. Филиппенко «Пирожки») звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное.
Более сложные чувства у старших дошкольников. Это еще и гордость за свою маму:
Пускай узнает ветер, и звезды, и моря,
Что лучше всех на свете мамочка моя!
И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю. Слонова «Мы с мамою нашей большие друзья», и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А. Филиппенко «Хорошо рядом с мамой»).
Очень верно подметил русский писатель Ю. Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников : ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, я воспитываю такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением.
Планируя такие праздники, я использую в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те, или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, особенно мальчишками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, а главное будущими защитниками нашей Родины. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях, во время просмотров фильмов о войне, чтения рассказов, соответствующих данной тематике, от экскурсий к мемориалам Вечной славы.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется очень большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Я стараюсь музыкальными произведениями создавать условия для нравственно-патриотического воспитания, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Работая в тесном контакте с воспитателями, мы стремимся использовать в образовательной деятельности и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми, вызывающими интерес, будящими детское воображение.
При подборе музыкального репертуара учитываю не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и силу воздействия музыки, песен на чувства и настроение детей, на способность преобразования их нравственного и духовного мира :
«Бравые солдаты» Филиппенко, «Весна сорок пятого года» Соломыкиной, «Большой праздник» Кожуховской, «Расскажите нам о войне» Соломыкиной, «Аист на крыше» Тухманова, «Катюша» Блантера, «Моя Россия» Струве, «Мы - солдаты!» Слонова, «Кавалерийская» Кабалевского, «Широка страна моя родная» Дунаевского, «С чего начинается Родина?» Матусовского, «Как пойду я на быструю речку» русская народная песня, «Родные края» Прописновой, «Во поле береза стояла» русская народная песня, «Наша армия сильна» Александрова, «Мы, ребята – молодцы!» Караваевой, «Мир нужен всем!» Мурадели, «Вечный огонь» Филиппенко, «Широкая Масленица», «Как зима с весною повстречалися», русские народные песни, музыка из цикла «Времена года» Чайковского, Вивальди, «Белка», «Океан – море синее» Римского-Корсакова, «Жаворонок» Глинки, «Модница-Осень» Караваевой, хоровод «Рябинушка» Караваевой, «Русская зима» Сидоровой, «На дворе – весна!» Гольцовой, «Мама – солнышко мое!» Эльпорт, «Ручки золотые» Гольцовой, «Бабочки» Смирновой и мн. др.
А также использую следующую литературу:
«Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»/Под ред. А. М. Виноградовой., М., 1991;
Воспитательная система «Маленькие россияне»/ Под ред. Т. И. Оверчук. – М., 2004;
Жариков А. Д. «Растите детей патриотами», М., 1980;
Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. «Родной край», М., 1990;
«Знакомим детей с малой Родиной», Полякова Т. В. ap2004.alledu/document/380/839;
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьей», - М. : Сфера, 2004 - 112 с. ;
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет», Методическое пособие, М., 2007;
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo;
Павлова Л. «О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей», // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.;
«Программа воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. М. А. Васильевой. – М., 2005.