Анастасия Чуева
Реализация первого этапа проекта «Правила нашей группы»
Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР приняла участие в проекте «Правила нашей группы». (Доброжелательные технологии)-Дети в приоритете
Целью которого является формирование культуры взаимоотношений у детей со сверстниками и со взрослыми в группах дошкольного возраста.
Публикация «Реализация первого этапа проекта „Правила нашей группы“» размещена в разделах
На первом этапе проекта от нас требовалось, понаблюдав за отношениями детей в группе, проанализировать внутренние проблемные точки, чтобы в дальнейшем работать на их устранением и регулировать поведение в коллективе.
Для того, чтобы задать правильный тон всей дошкольной жизни и убедиться в том, что все дети чувствуют себя вовлеченными, очень важно научить их правильно себя вести. Детский сад является первым погружением в детский коллектив. Поэтому важно не требовать от детей многого и объяснить все правила поведения не только устно. Именно поэтому мы стали активно вводить знаки-символы в пространстве группы, чтобы наглядно показать и закрепить с ребятами уже сформированные правила группы, а так же с учетом возрастных особенностей детей, ввести новые.
Наблюдая за детьми своей группы, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Некоторые мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей в детском саду вызывало тревогу: некоторые дети не умели договориться в игре, распределить роли между собой. В процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределить обязанности с учётом пола ребёнка. Мальчики не проявляли желание прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна была физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна аккуратность и тщательность.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Сюжетная игра не требует от ребёнка значимых поступков, но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы (будущие роли мужчины/женщины, мамы/папы) и правила поведения в обществе, а так же друг с другом. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями.
В нашей группе созданы условия для игр мальчиков: «Пожарные», «Военные», «Строители. Инженеры» и т. д
Для девочек – «Салон красоты. Парикмахерские», «Дом Моды» с необходимыми аксессуарами: одежда для кукол, посуда, украшения и т. д. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Не маловажной частью гендерного воспитания являются «Правила поведения в туалете». Были созданы знаки-символы, которые сигнализируют ребятам, что туалет используется девочкой или мальчиком (в зависимости, какая картинка висит на ручке двери).
Знаки - символы ярко демонстрируют, что когда в туалете находится мальчик, девочкам запрещается входить и наоборот.
Были созданы картотеки бесед, рассказов, загадок, стихотворений про этикет и папки с правилами поведения в группе с учетом возрастных особенностей детей (в доступе для ребят).
В уголках группы были размещены папки «Правила поведения в игровой зоне», папка «Правила обращения с книгами», папка «Правила безопасной работы на занятиях по изобразительной деятельности».
Группу посещают дети старшего и подготовительного дошкольного возраста, где особую роль играет образовательный процесс. Ребята четко должны знать правила поведения на рабочем месте, чтобы они быстрее настроились и вспомнили как должен выглядеть воспитанник во время занятия, мы сделали плакат-памятку «Сиди и пиши правильно», где ярко иллюстрирована правильная осанка во время письма.
Одним из важных режимных моментом в жизни группы является прием пищи. На стадии подготовки, в помощь помощнику воспитателя приходят ребята, в уголке дежурного есть папка-подсказка «Правила Дежурных», где показан алгоритм сбора дежурного, правила сервировки стола и правила использования столовых приборов.
После того, как стол накрыт и всё готово, дежурные объявляют, что сегодня в меню, ребята приступают к приёму пищи, а плакат-подсказка «Правила поведения за столом» наглядно показывает, что может, а чего не может делать ребенок во время обеда (завтрака/полдника/ужина)
Чтобы добиться лучшего взаимодействия и единства требований как группе, так и дома, нами была создана «Библиотека для родителей», где была представлена литература, которую можно использовать дома для прочтения с детьми, чтобы лучше усвоить правила поведения не только в группе и дома, но и в общественных местах. Для родителей и детей в раздевалке наглядно иллюстрированы запрещающие и разрешающие правила группы «Дружная семейка», «Вежливые правила» и «Правила Дружбы». Что позволяет приобщить родителей к использованию таких же правил поведения в семье.
Для того, чтобы дети лучше и глубже могли усвоить правило группы, одних знаков-символов, плакатов-памяток и папок-подсказок недостаточно в полной мере, необходимы дидактические игры, где дети, полагаясь на свой опыт и знания смогут проанализировать ситуацию и сделать вывод. Мы создали несколько подобных игр «Правила поведения» и «Хорошо и плохо», совершая выбор в этих играх, ребенок имеет возможность высказаться и объяснить, почему он решил именно так, происходит лучшее усвоение данной информации о правилах группы, что позволяет сделать вывод об улучшении микроклимата в группе.
Спасибо за внимание!