Татьяна Арсланова
Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Для меня стала очевидной углубленная работа по теме ««Организация опытно – экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста»»
Работая над темой, поставила для себя следующие задачи: организация опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Совместно с родителями создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
3. Развивать познавательную сферу детей через включение в процесс опытно — экспериментальную деятельность.
С помощью родителей в нашей группе появился Уголок экспериментирования «Почемучка». В уголке выделено: место для постоянной выставки. Место для приборов. Место для выращивания растений. Место для хранения природного и бросового материалов. Место для неструктурированных материалов. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода»,, «Магниты», «Бумага», «Свет», «Пластмасса», «Резина».
Основным оборудованием в уголке являются:
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов; природный материал; утилизированный материал; технический материал; различные виды бумаги, красители, медицинские материалы.
У каждого воспитанника имеется своя рабочая форма: перчатки и фартуки. Различные емкости по количеству детей, ложки, трубочки, тарелки.
Для организации самостоятельной детской деятельности имеются карточки-схемы проведения экспериментов. На видном месте продемонстрированы разрешающие и запрещающие знаки.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В работе с детьми использую следующие методы и приемы:
Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.
Практический – игры-опыты, игры –эксперименты, дидактические игры, сюжетно ролевые игры с элементами экспериментирования.
Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.
Средствами обучения детей являются :
- использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных заместителей;
- использование исследовательских действий;
- интеграция познавательных и исследовательских действий.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую – опыты. Для установления причин явлений, связей и отношений между объектами.
Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности.
Перед началом опытов знакомлю (напоминаю) детей правилами безопасности при работе с материалами и приборами, надеваем фартуки, нарукавники. Учимся готовить рабочее место и убирать за собой.
С помощью игровых персонажей я предлагаю детям простейшие проблемные ситуации и пути решения : Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Как вытащить гайку из воды, не замочив руки? В ходе опыта стимулирую детей задавать вопросы, высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым. В уголке живет персонаж – Почемучка.
У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает.
В течении учебного года периодически проводили различные опыты и эксперименты. В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показали взаимосвязь с живой природой.
Для этого использовали следующие опыты :
• превращение воды в лёд.
• превращение льда в воду.
С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
Песок отличный материал для игр: можно строить замки, рисовать, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. Сравнивали вес мокрого и сухого песка, из узнали чего песок состоит, почему при ветре неудобно играть с песком.
Детям очень понравились опыты «Волшебный магнит», «Вода и бумага», «Я вижу воздух».
Имеются схемы для самостоятельной познавательно — исследовательской деятельности. Знакомлю их с условными обозначениями и дети сами проводят опыты. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем в словесной форме, а иногда избираем другие способы, например, формирование результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
. Использую разные формы работы с родителями:
-консультации «Экспериментируем в домашних условиях», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников дома"
-проекты с участием родителей «Огород на подоконнике», «Хлеб всему голова»
- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования — III место по ДОУ)
При консультировании и в беседах с родителями, старалась дать понять, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняла: не торопиться давать ребенку готовые ответы, а предоставить ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, нужно дать ему время. Не спешить даже после того, как родитель убедиться, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавать ему наводящие вопросы, подводить его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.
После проведения консультаций, родители проводили опыты дома, фиксировали их и приносили результаты в группу, объясняли свои «открытия» друзьям. Желающие могли продемонстрировать свои эксперименты в процессе образовательной деятельности или в режимных моментах.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованна исследовательская деятельность позволяет моим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».