Папки-передвижки

Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста

Татьяна Арсланова
Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Для меня стала очевидной углубленная работа по теме ««Организация опытно – экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста»»

Работая над темой, поставила для себя следующие задачи: организация опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Совместно с родителями создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

3. Развивать познавательную сферу детей через включение в процесс опытно — экспериментальную деятельность.

С помощью родителей в нашей группе появился Уголок экспериментирования «Почемучка». В уголке выделено: место для постоянной выставки. Место для приборов. Место для выращивания растений. Место для хранения природного и бросового материалов. Место для неструктурированных материалов. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода»,, «Магниты», «Бумага», «Свет», «Пластмасса», «Резина».

Основным оборудованием в уголке являются:

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов; природный материал; утилизированный материал; технический материал; различные виды бумаги, красители, медицинские материалы.

У каждого воспитанника имеется своя рабочая форма: перчатки и фартуки. Различные емкости по количеству детей, ложки, трубочки, тарелки.

Для организации самостоятельной детской деятельности имеются карточки-схемы проведения экспериментов. На видном месте продемонстрированы разрешающие и запрещающие знаки.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.

Практический – игры-опыты, игры –эксперименты, дидактические игры, сюжетно ролевые игры с элементами экспериментирования.

Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.

Средствами обучения детей являются :

- использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных заместителей;

- использование исследовательских действий;

- интеграция познавательных и исследовательских действий.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую – опыты. Для установления причин явлений, связей и отношений между объектами.

Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности.

Перед началом опытов знакомлю (напоминаю) детей правилами безопасности при работе с материалами и приборами, надеваем фартуки, нарукавники. Учимся готовить рабочее место и убирать за собой.

С помощью игровых персонажей я предлагаю детям простейшие проблемные ситуации и пути решения : Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Как вытащить гайку из воды, не замочив руки? В ходе опыта стимулирую детей задавать вопросы, высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым. В уголке живет персонаж – Почемучка.

У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает.

В течении учебного года периодически проводили различные опыты и эксперименты. В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показали взаимосвязь с живой природой.

Для этого использовали следующие опыты :

• превращение воды в лёд.

• превращение льда в воду.

С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.

Песок отличный материал для игр: можно строить замки, рисовать, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. Сравнивали вес мокрого и сухого песка, из узнали чего песок состоит, почему при ветре неудобно играть с песком.

Детям очень понравились опыты «Волшебный магнит», «Вода и бумага», «Я вижу воздух».

Имеются схемы для самостоятельной познавательно — исследовательской деятельности. Знакомлю их с условными обозначениями и дети сами проводят опыты. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем в словесной форме, а иногда избираем другие способы, например, формирование результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

. Использую разные формы работы с родителями:

-консультации «Экспериментируем в домашних условиях», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников дома"

-проекты с участием родителей «Огород на подоконнике», «Хлеб всему голова»

- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования — III место по ДОУ)

При консультировании и в беседах с родителями, старалась дать понять, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняла: не торопиться давать ребенку готовые ответы, а предоставить ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, нужно дать ему время. Не спешить даже после того, как родитель убедиться, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавать ему наводящие вопросы, подводить его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.

После проведения консультаций, родители проводили опыты дома, фиксировали их и приносили результаты в группу, объясняли свои «открытия» друзьям. Желающие могли продемонстрировать свои эксперименты в процессе образовательной деятельности или в режимных моментах.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованна исследовательская деятельность позволяет моим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Публикации по теме:

Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей»Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей» Фоторепортаж о Городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности с целью повышения познавательной активности детей».

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группыФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группы Эта тема о том, как в обычном найти необычное, как в известном найти неизвестное. Открыть необычное, неизвестное нам поможет опытно-экспериментальная.

Фотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группыФотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группы Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет с ОВЗ «Поможем Лунтику сделать мыльные пузыри»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет с ОВЗ «Поможем Лунтику сделать мыльные пузыри» Цель: Познакомить дошкольников с ОВЗ со свойствами мыла, его разновидностями и назначением, со способами образования мыльных пузырей. Задачи:.

Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы)Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы) Ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Желание ребёнка получить.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2021 в 19:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Арсланова (УИ 1414382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД