Лучший педагог года

Мастер-класс по развитию связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам

Марина Дементьева
Мастер-класс по развитию связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам

«Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова…

- начните показывать картинки,

и они заговорят свободно, непринужденно…»

К. Д. Ушинский

Задачи: познакомить педагогов с разными видами речевой деятельности детей при работе над картиной и сюжетными картинками. Побуждать педагогов использовать новые формы и методы работы. Воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к составлению рассказов.

1 часть. Приветствие.

Публикация «Мастер-класс по развитию связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам» размещена в разделах

-Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе по развитию связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам и сюжетным картинкам.

2 часть. Теория.

Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа, – стремление к развитию речи и мышления детей. Глядя на картинку, ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого, логически связного рассказа.

Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картины. Полезный наглядный материал для описания в старших группах — рисунки и аппликации детей, а также фотографии. По крупным сюжетным картинам, а также по серии картин с одним и тем же героями дети составляют связанный повествовательный рассказ.

Освоение обобщенных способов составления рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игр со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель.

Виды рассказывания по картине :

-описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

-описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

-рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

Беседа по серии картинок : их должно быть не более трех. Рассматривается и описывается каждая картинка из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет.

Что касается игр. Есть игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.

Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, а часть — касается содержания картины и направлена на развитие воображения.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей, поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные рассказы, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

Педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины. В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать «додумывать» предыдущие или последующие события.

Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально.

Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Итогом можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

3 часть. Практическая деятельность.

Давайте рассмотрим некоторые игровые приемы обучения рассказыванию на примере картины «Катаемся на санках».

1. Выбор названия картины. Определение места и времени действия.

2. Определение состава картины.

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются конкретные объекты, изображенные на картине. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется игра «Волшебные очки»

Ход игры: дети полминуты рассматривают картину в «волшебных очках» и называет только один объект.

Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.

Игра «Фотографирование»

Для того чтобы ничего не пропустить и не забыть, назовём, где находятся все предметы, как будто сфотографируем их,

3. Исследование. Необходимо с детьми установить причинно-следственные связи.

Примеры: На картине изображено время года зима, потому что люди одеты тепло.

4. Игра «К нам пришел волшебник» (я могу только слышать, чувствовать руками)

Нужно представить издаваемые звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Примерные варианты рассказов :

1. «Я слышу, как мама говорит старшему брату: Остановись!»

2. «Я слышу, как скрепит под ногами снег»

Советы педагогу:

*Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора

*Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.

5. Составление самостоятельного рассказа с опорой на схему.

Дети, ориентируясь на символы (картинки) в схеме, составляют самостоятельно рассказ по картине.

4часть. Заключение.

Сегодня я познакомила вас только с частью этапов работы над картиной.

Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми рассказов по сюжетной картине и серии картинок через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

Нужно помнить, что речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому, так важно чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНРКонспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР (2 год обучения, 3 период)Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по развитию связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам
Опубликовано: 6 июня 2022 в 19:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД