Марина Дементьева
Мастер-класс по развитию связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам
▼ Скачать + Заказать документы
«Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова…
- начните показывать картинки,
и они заговорят свободно, непринужденно…»
К. Д. Ушинский
Задачи: познакомить педагогов с разными видами речевой деятельности детей при работе над картиной и сюжетными картинками. Побуждать педагогов использовать новые формы и методы работы. Воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к составлению рассказов.
1 часть. Приветствие.
Публикация «Мастер-класс по развитию связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
-Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе по развитию связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам и сюжетным картинкам.
2 часть. Теория.
Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа, – стремление к развитию речи и мышления детей. Глядя на картинку, ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого, логически связного рассказа.
Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картины. Полезный наглядный материал для описания в старших группах — рисунки и аппликации детей, а также фотографии. По крупным сюжетным картинам, а также по серии картин с одним и тем же героями дети составляют связанный повествовательный рассказ.
Освоение обобщенных способов составления рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игр со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель.
Виды рассказывания по картине :
-описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
-описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
-рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
Беседа по серии картинок : их должно быть не более трех. Рассматривается и описывается каждая картинка из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет.
Что касается игр. Есть игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.
Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, а часть — касается содержания картины и направлена на развитие воображения.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей, поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные рассказы, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
Педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины. В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать «додумывать» предыдущие или последующие события.
Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально.
Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.
Итогом можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
3 часть. Практическая деятельность.
Давайте рассмотрим некоторые игровые приемы обучения рассказыванию на примере картины «Катаемся на санках».
1. Выбор названия картины. Определение места и времени действия.
2. Определение состава картины.
Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются конкретные объекты, изображенные на картине. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется игра «Волшебные очки»
Ход игры: дети полминуты рассматривают картину в «волшебных очках» и называет только один объект.
Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.
Игра «Фотографирование»
Для того чтобы ничего не пропустить и не забыть, назовём, где находятся все предметы, как будто сфотографируем их,
3. Исследование. Необходимо с детьми установить причинно-следственные связи.
Примеры: На картине изображено время года зима, потому что люди одеты тепло.
4. Игра «К нам пришел волшебник» (я могу только слышать, чувствовать руками)
Нужно представить издаваемые звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.
Примерные варианты рассказов :
1. «Я слышу, как мама говорит старшему брату: Остановись!»
2. «Я слышу, как скрепит под ногами снег»
Советы педагогу:
*Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора
*Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.
5. Составление самостоятельного рассказа с опорой на схему.
Дети, ориентируясь на символы (картинки) в схеме, составляют самостоятельно рассказ по картине.
4часть. Заключение.
Сегодня я познакомила вас только с частью этапов работы над картиной.
Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми рассказов по сюжетной картине и серии картинок через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.
Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.
Нужно помнить, что речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому, так важно чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.