МААМ-картинки

Мастер-класс по развитию связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам

Марина Дементьева
Мастер-класс по развитию связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам
▼ Скачать + Заказать документы

«Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова…

- начните показывать картинки,

и они заговорят свободно, непринужденно…»

К. Д. Ушинский

Задачи: познакомить педагогов с разными видами речевой деятельности детей при работе над картиной и сюжетными картинками. Побуждать педагогов использовать новые формы и методы работы. Воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к составлению рассказов.

1 часть. Приветствие.

Публикация «Мастер-класс по развитию связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам» размещена в разделах

-Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе по развитию связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам и сюжетным картинкам.

2 часть. Теория.

Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа, – стремление к развитию речи и мышления детей. Глядя на картинку, ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого, логически связного рассказа.

Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картины. Полезный наглядный материал для описания в старших группах — рисунки и аппликации детей, а также фотографии. По крупным сюжетным картинам, а также по серии картин с одним и тем же героями дети составляют связанный повествовательный рассказ.

Освоение обобщенных способов составления рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игр со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель.

Виды рассказывания по картине :

-описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

-описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

-рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

Беседа по серии картинок : их должно быть не более трех. Рассматривается и описывается каждая картинка из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет.

Что касается игр. Есть игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.

Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, а часть — касается содержания картины и направлена на развитие воображения.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей, поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные рассказы, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

Педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины. В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать «додумывать» предыдущие или последующие события.

Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально.

Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Итогом можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

3 часть. Практическая деятельность.

Давайте рассмотрим некоторые игровые приемы обучения рассказыванию на примере картины «Катаемся на санках».

1. Выбор названия картины. Определение места и времени действия.

2. Определение состава картины.

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются конкретные объекты, изображенные на картине. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется игра «Волшебные очки»

Ход игры: дети полминуты рассматривают картину в «волшебных очках» и называет только один объект.

Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.

Игра «Фотографирование»

Для того чтобы ничего не пропустить и не забыть, назовём, где находятся все предметы, как будто сфотографируем их,

3. Исследование. Необходимо с детьми установить причинно-следственные связи.

Примеры: На картине изображено время года зима, потому что люди одеты тепло.

4. Игра «К нам пришел волшебник» (я могу только слышать, чувствовать руками)

Нужно представить издаваемые звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Примерные варианты рассказов :

1. «Я слышу, как мама говорит старшему брату: Остановись!»

2. «Я слышу, как скрепит под ногами снег»

Советы педагогу:

*Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора

*Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.

5. Составление самостоятельного рассказа с опорой на схему.

Дети, ориентируясь на символы (картинки) в схеме, составляют самостоятельно рассказ по картине.

4часть. Заключение.

Сегодня я познакомила вас только с частью этапов работы над картиной.

Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми рассказов по сюжетной картине и серии картинок через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

Нужно помнить, что речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому, так важно чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНРКонспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР (2 год обучения, 3 период)Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по развитию связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам
Опубликовано: 6 июня 2022 в 19:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по развитию связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дементьева (УИ 19889) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД