Анна Блажкова
Формирование ЗОЖ у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно заключению экспертов Всемирной организации охраны здоровья, уровень здоровья человека на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 10% – от деятельности системы охраны здоровья, на 20% – от наследственных факторов, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.
Поэтому в своей работе создали благоприятные условия в группе, в детском саду, на участке детского сада. Создана соответствующая предметно- пространственная среда, организован спортивный уголок в группе, в детском саду имеется спортивный зал, имеется доступное возрасту оборудование и предметы туалета для формирования культурно-гигиенических навыков, правильно подобрана мебель для приема пищи, сна, одевания и раздевания. В группе систематически организуем проветривания, проводим прогулки с детьми на свежем воздухе на участке детского сада. При формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания используем такие приемы, как показ, объяснение, беседа, непосредственная помощь и поощрение, художественное слово (потешки, прибаутки). В гости к детям приходят герои, которым они показывают, чему они научились, благодаря чему у детей создается положительное эмоциональное состояние, заинтересованность. С детьми проводятся беседы: «Я и мое здоровье», «Как правильно мыть руки», «Что такое витамины», «Зачем делать зарядку», «Для чего нужны рукавички» и т. д. Рассматриваются наглядные материалы, плакаты: «Дети и дорога», «Один дома», «Основы гигиены» и т. д. Используются дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Полезная и вредная еда» и т. д. Читаем детям художественную литературу: рассказы Л. Воронковой «Маша- растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая» и т. д. Проводим игровые упражнения: «Мы умеем есть красиво», «Чистые ладошки», «Послушные расчески» и т. д. Ежедневно проводим с детьми утреннюю гимнастику, благодаря чему у детей вырабатывается привычка каждый день выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка перейдет в потребность и сохранится на всю жизнь.
Публикация «Формирование ЗОЖ у детей раннего возраста» размещена в разделах
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Закаливание проводится в повседневной жизни. Это и разминка в постели, и оздоровительная ходьба по массажным дорожкам, и умывание рук и лица холодной водой, и ежедневные прогулки на свежем воздухе с проведением подвижных игр, физкультминутки и динамические паузы, и пальчиковые игры, и дыхательная гимнастика.
Работа со схемами и малыми офтальмотренажерами
В работе я часто используют офтальмотренажеры, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей. Эти тренажеры разработаны тифлопедагогами, логопедами и воспитателями. Они могут быть сюжетные, графические, модульные и выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно и т. д.
Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизон-тальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ло-маные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами «запутанные» линии.
На схемах (лист ватмана размером 1x2 м) изображаю какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб и т. д. Толщина линии - примерно 1 см. Пла-каты размещаю выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене) и предлагаю «походить» глазами по линиям, а при повторном вы-полнении упражнения «побегать» глазами. Можно предложить детям игровой сю-жет: «Едем в гости по разным дорожкам», «Катаемся на машине», «Ищем дорогу в лесу» и т. д.
Привычка к здоровому образу жизни формируется не только в ДОУ, но и в семье. Поэтому вовлекали родителей в совместную деятельность по формированию здорового образа жизни у детей.
Использовали такие формы работы с родителями, как консультации, беседы, папки-передвижки по данной теме. Проводили совместные мероприятия: физкультурные развлечения «Зимние забавы», «Мой папа лучше всех», фотовыставку «За здоровьем всей семьей».
Работа по формированию здорового образа жизни проводились постоянно и непрерывно как в ДОУ, так и в семье. Для подтверждения эффективности работы по данному направлению соотнесли результаты заболеваемости детей за прошедший период. Результаты анализа показывают, что количество случаев за год на протяжении трех лет снизилось на 30%.
С целью дальнейшего повышения интереса к здоровому образу жизни и осознания его важности планируем и далее продолжать работу в данном направлении.
Предлагаю разработать цикл мероприятий по здоровьесбережению