Приложение МААМ

Ознакомление детей младшей группы с музыкальными жанрами посредством музыкально-дидактических игр

Елизавета Гордеева
Ознакомление детей младшей группы с музыкальными жанрами посредством музыкально-дидактических игр

Гордеева Елизавета Олеговнастудентка, специальность 44.02.01 дошкольное образование, ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», г. Дзержинск

Шульпина Мария Александровна

руководитель, преподаватель высшей категории, ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», г. Дзержинск

АННОТАЦИЯ

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется во взрослом возрасте. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность прочувствовать ее. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к искусству и красоте. Не менее важным аспектом музыкального воспитания детей является формирование представлений о музыкальных жанрах. Музыкальные жанры имеют значительное влияние на эмоциональное и психологическое состояние человека.

Публикация «Ознакомление детей младшей группы с музыкальными жанрами посредством музыкально-дидактических игр» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одним из основных принципов является реализация образовательной программы дошкольного образования в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. [1] Также здесь изложены цели и задачи каждого из пяти направлений развития и образования детей. Музыкальная деятельность относится к направлению художественно-эстетического развития, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

В настоящее время актуальность задачи ФГОС ДО подчеркивает Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее ФОП ДО, которая побуждает педагогов ДОО «знакомить детей младшей группы с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем». [2]

Изучением процесса ознакомления дошкольников с музыкальными жанрами занимались такие выдающиеся педагоги как Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Э. П. Костина, О. П. Радынова, Д. Б. Эльконин.

Как говорил философ Э. В. Ильенков: «Всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности – способность к творчеству», и чем раньше произойдет встреча ребенка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным. [9]

Л. А. Баренбойм утверждает, что всех без исключения надо обучать так, чтобы они могли и хотели стать музицирующими любителями, ибо и будущий профессионал, чтобы быть подлинным профессионалом, должен любить музыку и музицирование. Тем самым педагог подтверждает комплексный подход к музыкальному воспитанию детей. Без любви к музыке, которую нужно прививать, освоение музыкальных жанров будет невозможно. [4]

Радынова О. П. в своей книге описывает принцип синкретизма, который обеспечивает взаимосвязь разных видов музыкальной деятельности, которые способствуют комплексному усвоению материала на занятиях и во время игр. Она писала: «Принцип синкретизма способствует объединению и свободному чередованию различных видов музыкальной деятельности обеспечивая вариативность их структуры». Данный принцип также можно применить к проведению музыкально-дидактических игр при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с жанрами музыки. [16]

Противоречия теории и практики состоит в том, что в теории достаточно много разработок музыкально-дидактических игр, но воспитатели редко используют их в своей работе, отдавая предпочтение дидактическим играм по другим видам деятельности, потому что считают, что музыкальным воспитанием и развитием детей занимается музыкальный руководитель. Этот фактор стал определяющим в выборе темы исследования «Ознакомление детей младшей группы с музыкальными жанрами посредством музыкально-дидактических игр».

Ключевые термины: дошкольное образование, младший дошкольный возраст, музыка, жанр, песня, танец, марш, игра, музыкальное воспитание детей

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а быть может, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки, постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, музыкально-образовательная, музыкально-игровая деятельность, необходимо развить в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развить общие и специальные музыкальные способности, склонности к определенным видам музыкальной деятельности.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Жанр - общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанр является исторически сложившимся подразделением, типом произведения в единстве его формы и содержания. Историческая песня, ария, романс, кантата, опера, марш, вальс, прелюдия, соната - все это примеры различных музыкальных жанров. В детском саду дети второй младшей группы изучают всего три жанра музыки, такие как песня, танец и марш. Эти жанры наиболее простые для освоения, поэтому в Федеральной Образовательной Программе Дошкольного Образования они внесены в перечень задач образовательной области "Художественно-эстетическое развитие".

Жанры песня, танец, марш относятся к массово-бытовым жанрам музыки, отличаются простой формой и привычными интонациями.

Самый ранний вид музыкального искусства – вокальная музыка, создаваемая для одного или многих голосов. Еще в глубокой древности люди пользовались голосом для звуковых сигналов, общения друг с другом. Ведь человеческая речь и музыка имеют одни корни. Самые простые и древние формы вокальной музыки сохранили ощутимую связь с пастушескими зовами, охотничьими или военными кличами. Со временем вокальная музыка развивалась и усложнялась, но еще долго была неразрывно связана с трудом, бытом, обрядами.

Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. В человеческой речи есть музыкальный элемент – интонация. В вокальной музыке — это основа выразительности. Иногда мелодия прямо рождается из интонаций речи. Но так бывает не всегда. Если в речи подъемы и повышения голоса подчинены смыслу фразы, то музыка вносит в них повторность, ритмическую размеренность. Поэтому большинство вокальных произведений чаще пишется на стихотворный текст, где есть рифмы и ритм. И это не случайно, ведь поэзия и музыка возникли из когда-то единого искусства – песни. Она сопровождает человека с детства и до старости. В этом простом и доступном музыкальном жанре заключается огромный мир мыслей, чувств, образов. Представить нашу жизнь без песни невозможно. Из них даже можно составить целую летопись жизни страны, жизни общества.

В детском саду песня, как жанр музыки, а также средство художественной выразительности изучается с самого раннего возраста до подготовительной к школе группе на занятиях, в режимных моментах, играх и развлечениях. Песня сопровождает ребенка везде, даже вне дошкольного учреждения.

Танец – это вид искусства, где мысли и чувства передаются движениями под музыку. Данный жанр музыки возник в глубокой древности. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами. Танцем вызывали дождь, солнечный свет, хороший урожай. Различие в характере и ритмах танцев связано с жизнью разных народов, их бытом и привычками, с исторической эпохой. Со временем танцы несколько изменились, народные танцы, попав в аристократические залы, стали более грациозными (бальными). Без танцев не бывает народных гуляний и праздников, потому что в танце выражается радостные чувства людей, ритмические движения под музыку снимают стресс и добавляют положительные эмоции. Каждый народ имеет свои любимые песни, танцы, например, русский танец – Камаринская, украинский – Гопак, австро-немецкий – Вальс, польский – мазурка, французский – менуэт.

Характерные черты жанра танец:

1. Под танцевальную музыку хочется танцевать

2. Танцы бывают различных размеров (двухдольные или трехдольные)

3. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

Для детей танец – это не только забавное и развлекательное занятие, но и ценный инструмент развития. Включение этого жанра музыки в программу детского сада может иметь положительные последствия для физического, эмоционального и социального развития детей. Рассмотрим все стороны положительного влияния танца на развитие ребенка.

1. Физическое развитие. Танец – это прекрасный способ развивать физические навыки и координацию движений у детей. Через танец они учатся контролировать свое тело, гибкости, силе и равновесию. Регулярные занятия танцем помогают детям развивать свои мышцы, улучшать координацию глаз и рук, а также развивать осанку.

2. Эмоциональное самовыражение. Танец предоставляет детям возможность выразить свои эмоции и чувства через движение тела. Они могут показать радость, грусть, восторг или любой другой эмоциональный оттенок через свои движения. Танец помогает детям развивать умение распознавать и выражать свои чувства, а также обращать внимание на эмоции сверстников.

3. Социальное взаимодействие. Участие в танцах на музыкальных занятиях в детском саду способствует развитию социальных навыков и взаимодействию с другими детьми. Они учатся работать в группе, сотрудничать, слушать и следовать инструкциям. Танец также способствует развитию уверенности в себе и самооценке, когда дети видят свой прогресс и достижения.

4. Творческое мышление. Танец стимулирует творческое мышление у детей. Они могут использовать свою фантазию и креативность для создания собственных движений и ритмов. Этот жанр музыки помогает развивать воображение и способность детей выражать себя через танцевальные выступления, развивать творческое мышление, воображение и способность мыслить нестандартно.

5. Улучшение концентрации и памяти. Танец требует от детей концентрации на музыке, движениях и координации. В процессе изучения танцевальных движений и комбинаций дети развивают все психические процессы, в том числе память и наглядно-действенное мышление. Развитие всех психических процессов с помощью танца может пригодиться в других аспектах жизни детей и их обучении.

6. Позитивное влияние на настроение и энергию. Данный жанр музыки является отличным способом освободить энергию и поднять настроение детей. Он стимулирует выделение эндорфинов – гормонов счастья, которые повышают настроение и создают ощущение радости. Танец также помогает снять стресс и напряжение, что особенно важно для детей в детском саду.

Марш (фр. marche - буквально «шествие», «движение вперёд») - музыкальный жанр; сложился в инструментальной музыке в связи с необходимостью синхронизации движения большого числа людей: движения войск в строю, церемониальных и праздничных шествий. Марш является одним из основных прикладных жанров. Судя по сохранившимся изображениям, уже в Древней Греции различные процессии сопровождались музыкой; под музыку, в маршевом порядке выходил на сцену и уходил с неё хор в древнегреческой трагедии. Изначально предназначенный для выполнения сугубо прикладных задач, марш очень скоро стал жанром бытовой, концертной и сценической музыки - уже в XVII веке часто использовался в опере и балете, со второй половины XVIII века композиторы нередко включали марш в различные произведения инструментальной музыки - в сюиты, а позже в фортепианные сонаты и в симфонии, особенно часто траурные марши. Марш как музыкальный жанр отличают чёткий ритм и строгая размеренность темпа, чёткость структурного членения. Обычно марш бывает выдержан в размерах 2/4, 4/4. Характерные ритмические рисунки маршей (пунктирные ритмы) ведут своё происхождение от барабанной дроби и фанфарных сигналов.

Марш для детей в детском саду - это не только веселое развлечение, но и ценный инструмент для их развития. Введение марша в образовательный процесс способствует формированию физической активности и развитию моторики у малышей. Дети, следящие за ритмичными шагами, улучшают координацию движений и развивают чувство ритма. Кроме того, марши в детском саду создают позитивное социальное взаимодействие. Обучаясь двигаться в ряду или по кругу вместе с другими детьми под музыкальное сопровождение, малыши учатся сотрудничеству и взаимопониманию. Это также способствует формированию навыков слушания и следования инструкциям. Марши становятся моментом радости и веселья для детей, создавая положительные эмоции в образовательной среде. Они могут быть использованы в качестве забавного средства для физической активности, способствуя улучшению общей физической формы у детей. Весёлое, подвижное марширование не только улучшает развитие, но и способствует физическому, социальному и эмоциональному благополучию детей, делая их образовательный опыт еще более ярким и насыщенным. Также марш используется для патриотического воспитания детей, дети маршируют на праздник «День победы». Таким образом данный музыкальный жанр решает целый ряд образовательных и воспитательных задач, поставленных воспитателем в дошкольном учреждении.

Музыкальное воспитание детей в детском саду является синтезом различных видов деятельности. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: помимо того, что развивается певческий голос, чувство ритма, координация, формируется так же и эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоциональную сферу, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Музыка - средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Цель музыкального воспитания в соответствии с ФГОС ДО: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального.

Основная цель музыкального воспитания в детском саду - воспитывать любовь и интерес к музыке, обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.

Согласно Федеральной Образовательной Программе Дошкольного Образования в младшем дошкольном возрасте ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные ритмы, передает их в движении, проявляет интерес и/или с желанием занимается музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры, формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и художественно-творческие способности.

Выделяются такие задачи, как:

1. формировать у детей эстетическое восприятие музыки, умение различать жанры (песня, танец, марш);

2. развивать у детей музыкальную память, умение различать на слух звуки по высоте, музыкальные инструменты;

3. формировать у детей музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой; накапливать представления о жизни и творчестве композиторов;

4. развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее;

5. развивать у детей музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух;

6. развивать у детей умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;

7. способствовать развитию у детей навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей;

8. формировать у детей умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.

Потребность в игре заложена в ребенке самой природой, а музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Воздействуя на ребенка в ходе игры, музыка способствует его эстетическому воспитанию и формированию положительных эмоций, развивает музыкальные способности, повышает качество знаний и является источником детских творческих проявлений. Для дошкольников дидактическая игра всегда желанна, имеет позитивную эмоциональную окраску, поэтому ее использование позволяет избегать утомляемости детей, формировать у них необходимые навыки, закреплять в сознании слуховые модели, то есть осуществлять те педагогические задачи, которые требуют многократного повторения определенных действий, без особых усилий. Музыкально-дидактическая игра – самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности. Хотя музыкальные игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции, диктуемых музыкальным материалом, дети считают, что играть не трудно. Именно поэтому ребенок вступает в музыкальную игру без опасений и боязни, увлекаемый музыкальными звуками.

Рассмотрим опыт работы Н. А. Никифоровой музыкального руководителя детского сада МОУ «Детский сад № 279» г. Волгоград. Её опыт показывает, что творческие способности развиваются в разных видах музыкальной деятельности, которые нужно обязательно проводить линейно, совместно, друг за другом. Педагог поставила для себя такие задачи:

• воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности;

• развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

• формировать певческие навыки;

• развивать исполнительское мастерство;

• побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

• развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению;

• побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: в музыкально-ритмических движениях, ритмопластике, дирижировании, певческих импровизациях, игре на детских музыкальных инструментах;

• создать предпосылки к формированию творческого мышления.

Проводились такие музыкально-дидактические игры как «Домик-крошечка», «Ленивый жук», «Пчелки», «Музыкальные узоры» (Приложение 1). При проведении игр были использованы такие приемы как напоминание, пример взрослого, контроль, использовались словесные методы и наглядные в виде раздаточного материала, были проведены дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения перед началом пения. Педагогом была организована работа по закреплению знаний детей о направлении мелодии вверх и вниз. Детям предлагались песни, отражающие быт и проблемы людей. Дидактические игры проводились с упором на совместное и самостоятельное пение. Также создавались проблемные ситуации: выяснилось, что кукла не может уснуть без колыбельной; пришел гость и предложил устроить певческий конкурс на лучшее исполнение песни. После проведенной работы воспитанники стали проявлять большую самостоятельность в выборе песен и самостоятельной игре с ребятами из своей группы, брали для игры музыкальные инструменты из музыкального уголка.

Также был рассмотрен опыт И. А. Левкович музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №15» г. Михайловска. Цель примененных музыкально-дидактических игр – развитие музыкальных способностей, углубление представлений детей о средствах музыкальной выразительности. Использовались такие игры как «Три танца», «Волшебный телевизор», «Назови композитора» (Приложение 2, «Волшебный волчок «Нарисуй песню», «Цвет – настроение», «Какую линию выбрать?». В них использовались наглядно-слуховые и наглядно-зрительные методы руководства. После проведения игр педагог проводит беседу с родителями, убеждая в важности участия семьи в формировании творческого начала детей.

Таким образом, был рассмотрен опыт педагогов Н. А. Никифоровой и И. А. Левкович, и можно отметить, что в своей работе с детьми эти педагоги стараются уделять особенное внимание развитию творчества и исполнительского искусства у детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014. - 52 с.

2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023. - 256 с.

3. Бакланова, Т. И., Новикова, Г. П. Музыкальный мир. Программа. Содержание занятий с детьми 3-7 лет. Методические рекомендации / Просвещение, - Москва : 2014 г. - 240 с. – ISBN: 5-8291-0190-4. - Текст: непосредственный.

4. Баренбойм, Л. А. Фортепианная педагогика / Просвещение, - Москва : 2018 г. – 252 с. - ISBN: 978-5-89817-195-7. – Текст: непосредственный.

5. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Просвещение, - Москва : 1968 г. – 416 с. - ISBN 978-5-9949-1400-7. - Текст: непосредственный.

6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 160 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06998-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538601 (дата обращения: 10.11.2024).

7. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, - Москва : 2011 г. - 284 с. - ISBN: 978-5-4315-0109. – Текст: непосредственный.

8. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 281 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07290-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538602 (дата обращения: 10.11.2024).

9. Ильенков, Э. В. Об эстетической природе фантазии. Что там, в Зазеркалье? / Книжный дом ЛИБРОКОМ, – Москва : 2017 г. - 128 с. – ISBN: 5-09-004631-2. - Текст: непосредственный.

10. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Просвещение, - Москва : 1989 г. - 191 с. - ISBN: 978-5-4315-0109-8. - Текст: непосредственный.

11. Костина, Э. П. Музыкально-дидактические игры / Феникс, – Москва : 2010 г. - 212 с. – ISBN: 978-5-4468-8629-6. - Текст: непосредственный.

12. Крунтяев, Т. С., Молоков Н. В., Ступель, А. М. Словарь музыкальных иностранных терминов / Музыка, - Москва : 1988 г. - 136 с. - ISBN: 5-9219-0227-6. - Текст: непосредственный.

13. Логинова, В. И., Саморукова, П. Г. Учебное пособие для студентов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Просвещение, - Москва : 1983 г. - 256 с. – ISBN: 5-09-000726-8. - Текст: непосредственный.

14. Петровна, А. Е. Сборник «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» / Просвещение, - Москва : 2017 г. - с. 20 – ISBN: 978-5-534-05347-0. - Текст: непосредственный

15. Образцов, Т. Н. Музыкальные игры для детей / ООО «ЭТРОЛ», ООО «ГАММА ПРЕСС 2000», - Москва : 2005 г. - 277 с. - ISBN: 978-5-4902-0107-7. - Текст: непосредственный.

16. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для вузов / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общей редакцией О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2024 г. — 293 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09217-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541374 (дата обращения: 22.11.2024)

17. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей / Под ред. Радынова, О. П / Просвещение, - Москва : 1997 г. - 119 с. – ISBN: 978-5-9949-1400-7. - Текст: непосредственный.

18. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / Издательский центр «АКАДЕМИЯ», - Москва : 2000 г. - 209 с. - ISBN: 978-5-4315-0109-8. - Текст: непосредственный.

19. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Акад. пед. наук РСФСР, – Москва : 1947 г. - 355 с. – ISBN: 5-691-00256-2. - Текст: непосредственный.

20. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Педагогика, - Москва : 1978 г. - 234 с. - ISBN: 5-222-09117-1. - Текст: непосредственный.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослыхИспользование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослых Основным видом игровой деятельности дошкольника является дидактическая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда.

Ознакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклыОзнакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклы В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди,.

Фотоотчет о занятиях по развитию эмоциональной сферы детей второй младшей группы посредством дидактических игрФотоотчет о занятиях по развитию эмоциональной сферы детей второй младшей группы посредством дидактических игр Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Распознавание и передача эмоций – достаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей младшей группы с музыкальными жанрами посредством музыкально-дидактических игр
Опубликовано: 11 апреля 2025 в 09:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление детей младшей группы с музыкальными жанрами посредством музыкально-дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Гордеева (УИ 3391153) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД