Наталия Гализеева
Выступление на семинаре-практикуме «Финансовая грамотность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Куртамышский детский сад №4»
Пожалуй, самая полезная экономическая игра для дошкольников – сюжетно-ролевая игра в магазин. Благодаря ей можно объяснить ребенку многие вещи: что такое деньги и зачем они нужны, откуда деньги берутся, как грамотно их тратить и т. п. Сейчас продается множество аксессуаров для такой игры: бумажные «деньги» (кстати, их могут заменить желуди, листочки и др., кассовые аппараты, весы, тележки, наборы «товаров». Поход в магазин можно превратить в увлекательное развивающее занятие. Именно в магазине или на рынке лучше всего осваивать азы математики и экономики. Нужно лишь подключить к этому мероприятию чуть-чуть фантазии… По большому счету, для того чтобы малыш вырос экономически грамотным, вам просто нужно больше с ним разговаривать, рассказывать, пояснять, обсуждать.
Публикация «Выступление на семинаре-практикуме „Финансовая грамотность дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
А теперь поиграем. Предлагаю провести небольшую разминку
Труд является важной категорией в экономике, поэтому в качестве разминки предлагаю вам отгадать загадки о профессиях.
У певицы есть соседи –Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами, значит будут. (поварами)
Повара с Валерой в ссоре, он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты, значит будет. (депутатом)
Депутат с Мариной дружит. Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина стать мечтает. (балериной)
Балерина дружит с Дашей. Даша кормит с ложки кашей
Куклу-капризулю Катю - подрастает. (воспитатель)
Воспитатель ходит в школу вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом, значит, будет. (циркачем)
Ян-циркач знаком с Иваном, недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном и мечтает стать. (шпионом)
У шпиона есть братишка. Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный, значит, вырастет. (ученым)
Наш ученый с другом Васей плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван, Вася, храбрый. (капитан)
Капитана Ксюша с Жанной заразили кашей манной
А потом лечили щами. Стать хотят они. (врачами)
Молодцы!
Вопросы:
1. Какую нашу валюту в давние времена «отсчитывали» топором? (рубль)
2. Если команда готова ответить поднимаем флажок.
3. Из какого металла изготавливали монеты? (золота).
4. Почему копейка так называются? (копейка – от изображённого на ней всадника с копьём).
5. Что такое финансы? (это деньги).
6. Для чего нужны деньги? (для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, поездку).
7. Что с ними можно делать? (тратить, менять, копить).
Вопросы по сказкам
1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)
2. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)
3. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
4. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)
5. В какой сказке главная героиня приехала домой с сундуками золота, а её сестра на свиньях? (Морозко).
Игра на логику «Ситуации»
Первая ситуация: «Медведь на своем огороде выращивает малину, а заяц на своей даче выращивает овощи. Медведь сырые овощи не очень любит, а вот пирожки с капустой, морковную запеканку или тыквенный суп, обожает. Заяц любит малиновое варенье, особенно зимой. Купить товар они друг у друга не могут, так как у них нет денег. Внимание, вопрос ребята, как вы думаете, как должны поступить звери в данной ситуации? (обменяться товаром, бартер).
Вторая ситуация: «Свинка Пепа живёт в Америке, у неё прохудились сапоги, чтобы купить новые ей не хватает денег. Из России свинке Колобок отправил деньги, но в магазине их не приняли. Почему?» (ответы детей). А какие деньги в России (рубли, а в Америке (доллары, а что надо сделать свинке? А где она может обменять деньги?
Третья ситуация. В семье Яшкиных живут мама, папа, бабушка - пенсионерка, сын - студент и дочь - школьница. Недавно их семья получила письмо из налоговой инспекции. Определите, какие налоги и какого уровня они должны заплатить, если они проживают в 4 –х комнатной квартире, она оформлена на маму и папу, папа имеет автомобиль, сын – мотоцикл, бабушка – дачу, гараж оформлен на папу. ( Виды налогов: федеральные, региональные, местные).
Игра «ДА - НЕТ»
Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите «ДА, НЕТ».
- Уходя из дома, не забывайте выключать свет; Почему?
- Чаще обедайте в ресторанах и кафе? Почему?
- Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете? Почему?
- Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику? Почему?
- Сходил в магазин, оставь себе сдачу? Почему?
- Бережно относись к своим вещам? Почему?
- Чаще пользуйтесь услугами такси? Почему?
- Старайся больше ходить пешком? Почему?
- Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями? Почему?
- Молодцы, все дружно отвечали на вопросы!
Блиц - опрос
- Что делает с рублём копейка? (бережёт)
- Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)
- Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок)
- Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)
- Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую? (плакали денежки)
- На товаре должна быть обязательно (цена)
- Коль трудился целый год будет кругленький (доход)
- Люди ходят на базар там дешевле весь (товар)
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
- Очень вкусная витрина у овощного (магазина)
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)
- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
Сегодня мы будем говорить о финансах. Что такое финансы в вашем понимании (деньги)
- А как вы думаете где берут деньги (зарабатывают)
- Ребята как вы думаете, за что платят зарплату (ответы детей). Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату.
- Зарплата -это деньги, которые платят за труд.
Конкурс пословиц
А сейчас я буду задавать вопрос. Кто будет готов дать ответ - отвечает. Готовы?
- Труд человека кормит, а лень (портит).
- Дерево сильно корнями, а человек (трудами).
- Землю солнце красит, а человека (труд)
- Кто не работает тот не (ест)
- Делу время потехе (час)
- Скучен день до вечера когда делать (нечего)
- Дело мастера (боится)
- Деньги куры (не клюют)
- Кто рано встает у того копейка (растет).
Планирование
Перед вами лист бумаги, маркер и ножницы. Нарисуйте на первой стороне листа яблоко, а на другой грушу. А теперь вырежьте и яблоко, и грушу.
Вывод: если мы изначально хотим вырезать оба рисунка, необходимо заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами - их нужно планировать заранее.
Разминка
Что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)
Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)
Что сколачивают из денег? (капитал)
Блиц – опрос для воспитателей
1. Что делает с рублём копейка? (бережёт)
2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)
3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)
4. Месяц школьных базаров - это (август)
5. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)
6. Главный рекламный агент болота – это… Кто? (лягушка)
7. Продукцию, какого народного промысла часто называют золотой? (хохлома)
8. «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки (Андерсен «Серебряная монетка»).
Спасибо за внимание!