Светлана Ефимычева
Выступление на семинаре для педагогов «Волшебный мир геометрии»
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательная геометрия для дошкольников поможет в увлекательной форме, через игры, сказки и интересные задания познакомить ребёнка с геометрическими фигурами и методами их измерения, заложить фундамент пространственного мышления и дать представления о конструировании.
Публикация «Выступление на семинаре для педагогов „Волшебный мир геометрии“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
К моменту поступления в школу ребенок должен различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, четырехугольник и т. д., рисовать их на листе бумаги, узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Иметь представление о прямых, кривых и ломаных линиях. Он должен уметь измерять длину отрезка, показывать тонки пересечения линий.
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре. Еще Макаренко А. С. говорил, что «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело, вся его жизнь это игра».
Хочу поделиться своим опытом по разработке и использованию геометрического материала по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с другими коллегами.
Мною создана соответствующая развивающая среда (в группе создан математический уголок, где расположены занимательные математические игры, индивидуальный раздаточный материал для развития геометрических представлений);
Составлена картотека занимательных упражнений со счётными палочками; подобрана художественная литература с математическим содержанием.
В своей работе с детьми 5 - 6 лет я использую разнообразные игры и упражнения с геометрическим материалом :
Дидактическая игра «Фигурный конструктор»
В качестве материала можно использовать коктейльные трубочки, счетные палочки, деревянные цветные палочки и бусы. Детям предлагаю составить разные фигуры. Для детей постарше – это конструирование трапеций, многоугольников. Можно выкладывать цифры, рисунки по образцу.
С помощью данного пособия провожу игру «Кто самый внимательный»
Понадобятся разноцветные палочки и карточки образцы. Предъявляю детям карточку в течении 1-2 минут, потом убираю и дети воспроизводят узор на столе.
Упражнение «Из каких фигур состоит рисунок?»
Цель данной игры: закрепление названий геометрических фигур, умения видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти и образного мышления.
Дети рассматривают картинки, называют изображенные предметы, определяют из каких фигур они состоят.
Игра «Найди лишнюю фигуру»
Дидактическая задача: определение признака фигур
Дети рассматривают картинки, называют изображенные фигуры, находят и исключают лишнюю фигуру по определенному признаку
"Геометрические раскраски»
Цель: закрепление визуального образа фигур.
Предлагаю детям рассмотреть рисунки, назвать изображенные предметы. Определить из каких фигур они состоят и раскрасить их цветными карандашами.
Дидактическая игра «Математический квадрат» или Геоконт
С помощью данной игры можно выполнять с детьми различные задания.
Задание 1
Воспитатель предлагает ребёнку натянуть резинку в форме какой-либо
фигуры.
Задание 2
Воспитатель предлагает разгадать загадку, а ответом будет являться фигура,
которую ребёнок должен натянуть при помощи резинки.
Задание 3
Предложить создать фигуру определённого цвета.
Задание 4
Можно предложить задания на закрепление свойств фигур. Например,
построй большой красный треугольник или построй маленький жёлтый
прямоугольник, построй фигуру больше или меньше данной.
Задание 5
По заданию воспитателя дошкольники могут закреплять расположение
предметов в пространстве. Воспитатель просит сделать фигуру слева или
справа линии, сверху или снизу линии. Так же можно попросить ребёнка
расположить фигуры вдоль заданной стороны или расположить в нужном
углу. Например: расположи треугольник вдоль правой стороны, расположи
квадрат в левом верхнем углу и т. д.
«Танграм»
Танграм развивает множество способностей. Одна из целей танграма заключается в обучении детей самостоятельному поиску решения. Складывая фигурки в том или ином порядке, дошкольники пробуют различные варианты, выбирая оптимальную композицию в соответствии с заданными правилами.
Задачи данной игры:
• Развивать у детей память, внимание, мелкую моторику рук, различные виды мышления (логическое, пространственное, образное, конструктивное, сообразительность, воображение,
• Формировать у детей восприятие цвета и формы,
• Научить соблюдать инструкцию и играть по заданным правилам,
• Вырабатывать усидчивость, терпение, как необходимые качества для будущего школьного периода,
• Воспитывать в детях ответственность, серьезное отношение к выполнению поставленной задачи.
Первое геометрическое понятие — это точка. Точка — неопределённое понятие геометрии, не имеет ни длины, ни ширины, ни площади. При опросе детей, что в окружающем мире напоминает точку, дети отвечали — капелька дождя, бусинки, град, крупа — гречка, горох, манка. Обычный способ показа точки - пальчиковое рисование или прокалывание на листе бумаги.
Линии – это графическое изображение движения точки.
На середине листа ставлю точку, от неё в стороны отходит ещё несколько точек. Показываю ребёнку, что, если соединить точки, то получится линия (в данном случае это будет отрезок линии). На отрезках показать, что размеры линий могут быть разными (короткими, длинными).
Далее я задаю детям вопрос:
Подумайте и скажите - что похоже на прямую линию?
(Дети предлагают свои варианты ответов. Если дети затрудняются, то воспитатель показывает картинки, где изображены предметы с прямыми линиями).
• Электронные провода
• Рельсы
• Дорога
• Линейка и т. д.
- А теперь посмотрите, на что стала похожа проволока?
(Сгибаю проволоку в кривую линию. Дети предлагают свои варианты ответов).
• Волны на реке
• Тропинка в лесу
• Гусеница и т. д.
- Молодцы! Эта проволока стала похожа на линию, которая так и называется – кривая, у неё есть изгибы.
- А ещё из этой проволоки можно сделать другую линию, посмотрите.
(Сгибаю проволоку в ломаную, с изгибами).
- На что похожа эта линия?
(Дети предлагают свои варианты ответов).
• Сломанная ветка
• Забор
• Крыша дома
• Молния на небе и т. д.
Как вы думаете, какие линии можно сделать из палочек?
( Дети говорят и показывают: прямую, ломаную).
-А можно из палочек сделать кривую линию? А почему?
- Посмотрите на предметы, и скажите из чего можно сделать кривую линию? Сделайте сами кривую линию.
(Дети выбирают веревочку и самостоятельно делают кривую линию).
Для закрепления данных понятий я использовала игру
«Занимательная геометрия»
Цель данной игры: закрепление знаний о геометрических фигурах и линиях.
Я даю детям задание найти геометрические фигуры, которые спрятались на рисунке. Предлагаю ответить на вопросы:
- Какая линия длиннее – ломаная или прямая?
- Как быстрее добраться до дома? Почему?
Заключение.
Таким образом, в игровой занимательной форме я прививаю детям знания из области геометрии, развиваю память, мышление, творческие способности. Играя с ребёнком, я получаю ощущение радости, открываю в нём новые удивительные черты характера, вызываю у него желание учиться, познавать новое.