Наталья Альбертовна Самойлова
Родительское собрание «Самооценка детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать
«Самооценка детей старшего дошкольного возраста».
Выступление на родительском собрании
Цель: познакомить родителей с понятием самооценка, показать зависимость самооценки от особенностей воспитания.
Ход встречи:
Психолог: добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с Вами поговорим о формировании самооценки ребенка.
Публикация «Родительское собрание „Самооценка детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, и на основе этого сравнения вырабатывается мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Суждение о себе и на основе этого суждения, возникает определенное отношение к себе.
Но зачастую родители забывают, что процесс этот начинается уже в самом раннем возрасте. Кому из нас не приходилось слышать подобные реплики: «Ну вот, посмотри, как сделал Петя. А что опять у тебя получилось!» Или: «Ты уже большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать буквы и т. п.) так и не научился!» Много таких высказываний можно услышать от родителей, которые и не задумываются над тем, что именно из их оценок и складывается, в первую очередь, мнение ребенка о самом себе. Именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия – неблагополучия, которое в какой-то степени может помочь предположить, кем он станет в будущем: «лягушкой» или «принцем». «Принц» (победитель) – это человек, преуспевающий в любом деле, которое он выполняет. «Лягушка» (неудачник) – тот, кто считает себя не в силах осуществить намеченное.
Отношение к себе и окружающим основывается на убеждениях, которые, условно говоря, ребенок впитывает с молоком матери. Изобразим возможные варианты этого отношения сокращенно «+» — это хорошо, «-» — это плохо. Тогда позиции ребенка будут читаться следующим образом: «Я+» - со мной все хорошо, «Я-» - у меня не все в порядке. Аналогично читаются и позиции, выражающие отношения ребенка к окружающим: «ТЫ+» и «ТЫ-». Двустороннее сочетание отношений «Я», и «ТЫ» даст нам четыре позиции, исходя из которых, ребенок может строить свои отношения с окружающими людьми.
1. «Я+, ТЫ+» - позиция здоровой, позитивно оценивающей себя и окружающих личности. Эта позиция характерна для маленьких «принцев» и «принцесс».
2. «Я+, ТЫ-» («Я - «принц», ТЫ – «лягушка») – это позиция превосходства, когда, превознося себя, человек сугубо негативно оценивает других, что может привести к самоотделению ребенка от сверстников, его изоляции.
3. «Я-, ТЫ+» - психологически депрессивная позиция, ведущая к внутреннему самоуничтожению. («Я хуже всех, я ничего не могу, не умею и ничего не добьюсь в жизни»).
4. «Я-, ТЫ-» - позиция безнадежности, определяющая безысходность и отсутствие смысла собственного существования.
Наиболее позитивной и благополучной является, естественно, позиция «Я+, ТЫ+», любая другая позиция в большей или меньшей степени связана с ощущением себя «лягушкой», неудачником, который будет падать снова и снова.
Таким образом, внутренние установки ребенка, осознанно или неосознанно внушаемые ему родителями, влекут за собой формирование его отношения к себе и окружающим.
В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» - «какой я есть», но также представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» - «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия, важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями.
Изучение особенностей самооценки и соотношения реального и идеального «Я» проводят обычно с помощью методики «Лесенка», автор Щур. Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с десятью ступеньками и объясняют задание. «На этой лестнице стоят все дети, которые живут на нашей планете Земля. И ты стоишь на этой лесенке. На самой нижней стоят самые плохие дети: непослушные, глупые, драчуны. На второй ступеньке стоят очень плохие дети, они чуть-чуть лучше, чем на первой. На третьей – плохие, они чуть-чуть лучше, чем на второй. На четвертой стоя ни хорошие, ни плохие дети, чем выше ступенька, тем дети становятся лучше и лучше. На пятой лучше, чем на четвертой и т. д. На восьмой стоят – очень хорошие, и на девятой очень хорошие, лучше, чем на восьмой. Но самые умные, добрые, красивые, воспитанные стоят на десятой ступеньке. Покажи, на какой ступеньке ты стоишь. Ты такой на самом деле, или хотел бы таким быть? И т. д.» Если ребенок ставит себя на 1 -3 ступень, то он обладает заниженной самооценкой. Если на 5 -7 ступень – адекватная самооценка. На 8 – 10 – завышенная.
Давайте посмотрим, как это проявляется в поведении.
Дети с неадекватно завышенной самооценкой.
Очень подвижны, не сдержаны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные задачи «с налета». Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это нарушая правила поведения на занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т. д.
Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, т. к. направлены главным образом «на себя» и не склонны к сотрудничеству.
К похвале они относятся, как чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на взрослого). Некоторых детей одинаково привлекает и похвала и порицание, главное для них быть в центре внимания взрослого.
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я самый лучший» (сильный, красивый). Вы все должны слушать меня». Такой ребенок бывает агрессивным по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами детской группы. Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.
Дети с адекватной самооценкой.
Склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны, охотно участвуют в играх, не обижаются, если проиграли, и не дразнят других в случае выигрыша. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачу несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.
Дети с заниженной самооценкой.
Нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, не уверены в себе. Трудно включаются в деятельность, они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долгот не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно. Старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.
Детям с заниженной самооценкой свойственно избегать неудач, поэтому они мало инициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус, в группе сверстников. (Т. к. дошкольники оценивают сверстников по оценке воспитателя или по результатам продуктивной деятельности, попадают в категорию изолированных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети.
В общении с этими детьми необходимо помнить, что для них очень значима оценка взрослого. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность. Напротив, порицание и окрики усугубляют негативное состояние ребенка, приводят к уходу от деятельности. Он становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослого обеспечить успех деятельности, дать возможность поверить в свои силы.
Младшим и средним дошкольникам свойственна неадекватно завышенная самооценка: дети не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки, действия. На седьмом году жизни появляются зачатки саморефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей 6-7 летнего возраста становится уже более реалистичной в привычных ситуациях, и в привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышена.
В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена: некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта, бедностью опыта общения со сверстниками, низким уровнем рефлексии. С другой стороны заниженная самооценка в старше дошкольном возрасте: это результат чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.
Считается, что завышенная самооценка дошкольника (при наличии попыток анализа себя и своей деятельности) несет в себе позитивный момент: ребенок стремиться к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представления о себе в процессе деятельности.
Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используя только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальные особенности и возможности. Появление у детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.
Для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики со стороны взрослого (вседозволенность) и чрезмерная строгость, когда замечания взрослого в адрес ребенка носят исключительно негативный характер. В первом случае к концу дошкольного возраста формируется неадекватно завышенная самооценка, а во втором случае – заниженная. В том и в другом случае не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки.
Дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успеха, обычно добиваются в учении больших результатов, чем те, у кого развито противоположное стремление - избегать неудач.
Уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может меняться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам – все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе.
Приложение:
Несколько советов по формированию адекватной самооценки ребенка:
1. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
2. Ставьте перед ребенком реальные цели и задачи, которые он может достичь самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого. Учите его самого оценивать, достиг ли он цели. Изначально сложное задание, которое не под силу ребенку, может уничтожить в нем уверенность в собственных силах и желание двигаться дальше по пути к намеченной цели.
3. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он это заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
4. Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, то другие могут быть в чем-то лучше его.
5. Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что все могут достичь этого.
6. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
7. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
8. Говорите ребенку: «Я верю в тебя». Осознание собственной ценности и нужности формирует позитивную установку на восприятие себя и окружающих и повышает веру в собственный успех.