Ольга Щекина
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей ОВЗ с ОНР посредством развития мелкой моторики рук»
Презентация консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ с ОНР через развитие мелкой моторики рук»
Слайд 2
Цель: познакомить родителей с играми и игровыми заданиями для развития мелкой моторики у детей.
Слайд 3
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики у детей ОВЗ с ОНР посредством развития мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Родителей дошкольников всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. представляю вашему вниманию план консультации "Развитие мелкой моторики у детей ОВЗ с ОНР через развитие мелкой моторики рук»
План консультации :
1. Значение развития мелкой моторики у детей.
2. Работа с мозаикой.
3. Пальчиковые игры.
4. Игры – потешки.
5. Игры с пуговицами
6. Игры с сыпучими материалами
7. Игры с прищепками
8. Игры с бусинами
9. Игры - шнуровки
10. Аппликация
11. Работа с пластилином
12. Рисование и закрашивание
14. Массаж рук мячом
15. Литература
16. Итог консультации
Слайд 4
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.
В настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, поэтому актуальна проблема развития мелкой мускулатуры рук.
Слабое развитие моторики у детей с ОНР сказывается на всех видах деятельности:
-в навыках самообслуживания
- в труде
-в выполнении физических упражнений
- в изобразительной деятельности
- и в других
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Хочу представить вашему вниманию некоторые методы развития мелкой моторики рук, которые вы легко сможете использовать с ребенком. когда будте проводить время вместе дома.
Слайд 4
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
Слайд 5
Работа с мозаикой Мозаика способна развивать память, логику, сенсорное восприятие. Немаловажным является формирование образного мышления, воображения, эстетического вкуса у ребенка. Мозаика для детей – это идеальный вариант. Она подходит для различных возрастов, как для мальчиков, так и для девочек.
Слайд 6
Потешки представляют собой народные стихи – песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться моменты ухода за ребенком – кормление, умывание, купание, одевание, причесывание, укладывание спать. Но не нужно забывать, что потешки лучше всего проговаривать эмоционально, используя жесты, мимику лица, тембровую окраску голоса. Так они легче воспринимаются ребенком и запоминаются.
Моя семья Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! (попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки) Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках.
Слайд 7
Игры с пуговицами и всевозможными крупами. Бусинками и т. д. оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов : семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
Варианты игр с пуговицами. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, затем попросите малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д. Пуговицы можно нанизывать на нитку, изготавливая бусы.
Слайд 7
Игры с сыпучими материалами Игра «Зернышки». Для игры используются разные крупы: гречка, рис, пшено. Ребенку предлагается - сжать зерна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.
Слайд 8
Игры с прищепками. Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе.
Слайд 9
Игры с бусинами Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, ягод рябины
Слайд 10
Игры – шнуровки Можно использовать как фабричного производства, так и выполненные своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, творческие способности
Слайд 11
Аппликация и вырезание ножницами. Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Если ребенок еще мал, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится, а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый лист, придавая им какую-либо форму
Слайд 12
Работа с пластилином Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова Кусочки пластилина Катает наша Зина, Шарики, колбаски, И оживают сказки, Пальчики стараются, Лепят, развиваются.
Слайд 13
Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.
Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги, приемов проведения линий.
Слайд 14
Массаж рук массажным мячом - Покатать мячик между ладонями продольными движениями - Покатать мячик между ладонями круговыми движениями - Покатать по столу мячик сначала правой, затем левой рукой - Накрыть мяч правой рукой, сжать и разжать его. Повторить действие 4 раза. Выполнить аналогичное действие левой рукой
Слайд 15
Список используемых источников: Логопедия: учебник. /Под ред. Л. С. Волковой. – М. : 2008. – 703 с. Шанина С. А., Гаврилова А. С. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. : 2008. – 251 с. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М. : 1991. – 205 с. Соковых С. В. использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики. /С. В. Соковых. //Логопед. Научно-методический журнал. – 2009. – № 3. – С. 63-67 .
Слайд 16
Только вместе, сообща, можно добиться не плохого результата. Сотрудничая с Вами, родителями у нас все получиться!
Спасибо за внимание!