Раиса Маркс
Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей 3–4 года»
▼ Скачать + Заказать документы
«Возрастные психологические особенности младших дошкольников.
Кризис 3 лет»
В дошкольном возрасте идёт быстрое формирование личности ребёнка. Л. Н. Толстой писал: «От 5-ти – летнего ребёнка до меня – один шаг, а от новорожденного до 5-ти – летнего – страшное расстояние».
Публикация «Выступление на родительском собрании „Психологические особенности детей 3–4 года“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ребёнок переступает 2-х – летний возрастной рубеж, имея на вооружении две важнейшие функции: самостоятельную ходьбу и речь. Способность передвигаться значительно расширяет рамки окружающего мира и тем самым создаёт возможность для интенсивного накопления индивидуального жизненного опыта. Овладение словом позволяет познавать мир на основе общечеловеческой культуры.
Одним из главных следствий перехода на новый этап жизнедеятельности является выделение собственного существа из окружающего мира. Формируется чувство «Я», самоощущение, но не самооценка. Малыш считает себя своего рода властелином мира, где всё совершается для его удовольствия. Поэтому всё, что вызывает неудовольствие, воспринимается как страшная несправедливость и порождает бурную реакцию протеста. Его желания многочисленны, но неопределённы, сильны, но переменчивы. Главное – это приятное самоощущение состояния: «Я хочу!». Здесь и кроется источник разнообразных капризов, противоречивых требований.
В формировании речи можно заметить один весьма замечательный этап, наглядно отражающий психологические перестройки. Если до 2-х лет ребёнок называет себя в 3-ем лице «Вовино пальто», то к трём годам начинает употреблять местоимение «Я» (Я хочу, «Мне больно, «Моё пальто!»).
Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребёнком кто он и какой он. Возраст 3 лет характеризуется как «трудный». Это период «кризиса 3 лет. Кризис 3 лет проходит под девизом: Я – сам! Внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых, идёт противоречие между «хочу и могу». Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность, позитивно оценивает личность ребенка, сглаживает трудности взаимоотношений, тогда ребенок благополучно перейдет на следующую ступеньку развития личности. При успешном преодолении кризиса, ребенок начинает осознавать себя как личность. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире, формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом. Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).
Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении :
1. Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
2. Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями, хотя и с совершенно унылым видом.
3. В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. «Да ну!» - самая распространенная реакция в таких случаях
4. Яркое проявление самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми
5. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения «юного деспота»
6. Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. 3 – летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения, отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Это важный этап в эмансипации ребенка.
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).
К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер.
Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты, проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны.
В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т. п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подигрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.
Всё детство можно условно разделить на несколько периодов:
- раннее детство (1 – 3 года);
- дошкольное детство (3-7 лет);
- школьное детство (7 – 10 лет).
В каждом периоде выделяют, так называемую, ведущую деятельность.
В раннем детстве – это общение, в школьном – учеба, а в дошкольном возрасте -игра. Но дело не в том, что ребенок все время играет, а в том, что в игре происходят существенные изменения в его психике.
Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. Ребенок 3 лет по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале или порицанию взрослого. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие партнеров. Взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности. Ребенок учится общаться со сверстниками. Для детей 3-4 лет характерна игра рядом, т. е. дети играют в одиночку, но приглядываясь к действиям других. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 4 годам объединяются в небольшие группки по 2 - 3 человека.
В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы дошкольника.
Развивается воображение. Для детей этого возраста характерно смешение реального и сказочного.
Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально окрашены и реальны для него. Это возраст появления страхов. Так называемая, триада страхов: страх перед сказочными персонажами (Баба яга, Бармалей); усиливается страх темноты; появляется страх одиночества. Также боится крови, уколов, боли и врачей.
Развивается речь. Как правило, ребенок к трем годам почти усваивает родной язык. Интенсивно нарастает активный словарь, в 3 года в речи ребенка присутствует 1200 –1500 слов и более. Речь трехлеток однотипна. Все глаголы произносят в настоящем времени. Понятие о прошлом и будущем еще ограниченно. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое. Ребенку свойственна более простая форма устной речи – диалог. Это ответы на вопросы, которые подготавливают более сложную форму связной речи – монолог. Обычно 3-летний ребенок может начать сказку, но не может ее продолжить. Следует помочь ему вопросами. Наиболее доступны для пересказа сказки «Репка», «Колобок»… В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность6 занимаясь каким-то делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматывание». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей, с их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, пути их достижения, наконец, выполнят на словах действия, которые опускает в реальности.
В младшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется память. Но она носит непроизвольный, пассивный характер: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов.
Мышление. К четырем годам мышление становится наглядно-образным. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, по форме (это все круглое, величине (это все маленькое). Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. На четвертом году жизни дети пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, овощи, фрукты, животные, посуда.
Внимание. В 3-4 года внимание еще непроизвольно и крайне неустойчиво: ребенок 3 лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную, новую картинку он будет рассматривать в среднем 8 секунд. Даже самой увлекательной игрой ребенок будет заниматься 10-15 минут. А многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте это естественно.
В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко меняются. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.
В младшем дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие. Восприятие носит предметный характер, т. е. свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина) не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом (трава зеленая, лимон кислый и желтый). В 3 года ребенок знает 6 основных цветов, знает названия круга, квадрата и треугольника. Ребенок уже достаточно хорошо воспринимает пространство квартиры, группы.
. Моторика рук. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину, поскольку крупная мускулатура в своём развитии опережает мелкую. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики. По умелости детской руки судят об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Нейрофизиологи и психологи отмечают взаимосвязь мозга и руки, сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Необходимо развивать мелкую моторику:
Постигая социальный мир, ребенок с готовностью «впитывает» поведение взрослых. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость – основные характерные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника в этот период, поэтому он легко всему верит и следует наглядному примеру. Новые впечатления в этом возрасте оставляют яркий эмоциональный след и влияют на бессознательное поведение во взрослой жизни. Эмоциональные переживания детства именно в этом возрасте оказывают ключевое влияние на восприятие жизни и формирование морально-этических норм.
К концу четвертого года жизни ребенок способен приобрести такие нравственно-волевые качества личности, как способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели, помогать другим, соблюдать очередность, выполнять правила игры.
Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
ПОКАЗАТЕЛИ УСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
• Учатся вежливости: называть взрослого по имени и отчеству, здороваться и прощаться.
• Учатся благодарить взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание.
• Учатся бережно относиться к вещам, игрушкам; пользоваться ими по назначению; убирать на место. Замечать поломанную игрушку, просить взрослого починить её.
• Учатся соблюдать элементарные правила поведения: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.
• Учатся доброте, взаимопомощи, дружбе. Учатся помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами. Говорить правду, не обманывать. внимательно слушать сверстника, разговаривать в приветливой форме.
УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Культурно – гигиенические:
• Формируется привычка следить за своим внешним видом, опрятностью в одежде.
• Учатся правильно пользоваться расчёской, мылом, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на своё место.
• Формируются навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережёвывать пищу с закрытым ртом.
• Учатся правильно пользоваться ложкой, вилкой.
Математика:
• Находят в окружающей обстановке много предметов и один.
• Сравнивают группы предметов, используя приёмы наложения и приложения, выражают словами каких предметов больше, каких меньше, каких поровну.
• Сравнивают два предмета, разные по величине (длине, высоте).
• Узнают и называют круг, квадрат, треугольник.
• Учатся ориентироваться в пространстве. Понимают слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
• Формируется представление о частях суток: утро – вечер, день – ночь.
Продуктивная деятельность:
• Знают и называют основные детали строительного материала.
• Сооружают несложные постройки, изменяют их.
• Знают и называют основные цвета и их оттенки.
• Правильно работают карандашом и кистью.
• Подбирают цвет, соответствующий предмету; изображают простейшие предметы и явления действительности.
• В лепке применяют разные приё мы: скатывание прямыми, круговыми движениями, сплющивание, соединение, защипывание краёв формы кончиками пальцев.
• Учатся правильно пользоваться ножницами.
Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.