Назаренкова Ирина Васильевна
Особенности развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание ребенка раннего возраста в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности. Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей – длительный процесс, требующий от воспитателя знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по формированию у детей второй младшей группы навыков самообслуживания
Публикация «Особенности развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В дошкольный период, когда у обычного ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, появляются устойчивые навыки самообслуживания.
Как отмечает Л. Н. Павлова, на третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.
А. М. Витковская отмечает, что во второй половине младшего дошкольного существенно возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса. Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям. Все это позволяет судить об ориентации детей на новые источники знания о предметном мире, интересе к предмету, об их готовности воспринимать и усваивать информацию о скрытых свойствах предметов и стремиться к ее получению из всех возможных источников. Поскольку уровень познавательной активности всегда взаимосвязан с уровнем развития предметной деятельности ребенка, то выступает как важнейший параметр предметной деятельности.
О. В. Закревская считает, что к концу раннего детства для ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. Например, важно подмести пол, а не просто изобразить движение руки с веником. Появление у ребенка целеполагания, которое предшествует конкретному действию, становится важной вехой в развитии не только его предметно-практической деятельности, но и личности ребенка в целом. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходном замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т. е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия. Поэтому целенаправленность предметной деятельности на данном этапе становится важнейшим ее параметром.
Л. В. Кораблева отмечает, что самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу "я сам" и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого. Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается ко взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность. Поэтому включенность в общение со взрослым остается важнейшим параметром предметной деятельности ребенка способствующим развитию оречвленных действий по самообслуживанию. .
По мнению Е. Б. Карпушиной, одной из самых важных задач, стоящих перед педагогами и родителями, воспитывающими детей является формирование у них навыков самообслуживания и личной гигиены. От того насколько ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, опрятно есть, аккуратно пользоваться туалетом, во многом зависти его положение в детском саду, в школе, в семье, отношения со сверстниками зрячими и незрячими и со взрослыми.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Е. О. Смирнова подчеркивает, что самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у ребенка самостоятельности.
Трудовая деятельность в виде отдельных простейших приемов самообслуживания возникает и начинает активно развиваться уже на втором году жизни ребенка, когда ребенок становится способен сам пить, есть, надевать и снимать, майку, платье, намыливать руки и т. д.
Раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием и направленными на удовлетворение естественных потребностей в еде, чистоте и одежде. В этой деятельности появляется важнейшее новообразование дошкольника – самостоятельность. Таким образом, осуществляется переход ребенка от общей оценке деятельности к конкретной, что обеспечивает его познавательное и личностное развитие.
С. Н. Теплюк считает, что освоение трудовыми процессами по самообслуживанию в младшем возрасте осуществляется постепенно. Прежде всего, взрослые помогают овладеть ребенку простейшими микропроцессами (намылить руки, надеть колготки и т. д., из которых складываются целостные процессы самообслуживания (умывание, одевание, раздевание и др.) Каждому из микропроцессов свойственны целеполагание, набор определенных действий, своя последовательность выполнения, контрольно-проверочные умения, результат. Поэтому именно в микропроцессах у детей впервые возникают постановка цели, поиск, освоение способов её достижения, зарождаются контрольно-оценочные умения.
Б. К. Тупоногов отмечает, что своевременное освоение процессов самообслуживания дает возможность ребенку самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным, умелым. Не менее важно в этом возрасте, побуждать его помогать своему сверстнику застегнуть пуговицу, завязать шнурки, снять пальто, шубу. Естественное сотрудничество со сверстниками воспитывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость, общую гуманистическую направленность взаимоотношений с детьми.
При этом следует помнить о том, что большинство детей приобретают социально-бытовые навыки в естественном опыте, подражая старшим детям и взрослым. В тоже время дети, привыкшие к постоянной родительской опеке, нередко негативно относятся к любой деятельности, требующей усилий, не проявляют интерес к занятиям, желания овладеть какими-либо приемами, стремления к самостоятельности.
Важно, чтобы педагоги и родители поддерживали детское стремление к самостоятельности, не гасили его критической неумелых ещё действий ребенка, не подорвали его веру в собственные силы, высказывая неудовольствие медлительностью и неловкостью. Задача взрослых – помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности по самообслуживанию.