Екатерина Черноусова Фефилова
Выступление на родительском собрании «Читающие родители — читающие дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы поговорим об устной и письменной речи.
В дошкольном возрасте формируется устная речь, а в школьном – письменная.
Устная и письменная речь взаимосвязаны, чем выше уровень развития устной речи, тем успешнее формируется и письменная.
Для успешного формирования письменной речи у ребенка к началу обучения должны быть сформированы:
- фонематическое восприятие (различение на слух звуков);
- звукопроизношение (до начала обучения необходимо устранить все недостатки звукопроизношения);
- пространственные представления;
- графические навыки;
- мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение).
Публикация «Выступление на родительском собрании „Читающие родители — читающие дети“» размещена в разделах
7 лет – это критический период в речевом развитии ребёнка, т. к. в это время начинает формироваться письменная речь и для того, чтобы у детей не было отклонений в поведении, нервного напряжения и неудач в учёбе, мы должны до школы устранить все недостатки в устной речи ребёнка, т. к. наличие даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к дисграфии – это нарушения письма и дислексии – нарушения чтения.
Понятно, что если у ребенка нарушен речевой слух, то ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь?
Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.
Все недостатки в развитии грамматического строя речи отразятся на письме: это и согласование прил. с сущ., числ. с сущ., правильное употребление падежных конструкций, предлогов и т. д.
При этом ребёнок может успевать по другим предметам, но урок русского языка станет самыми трудным и нелюбимым.
В группу риска входят и дети, имеющие недостатки в звукопроизношении. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает. ”, – их называют “мямлями”. Нечеткая речь влечет за собой ошибки в чтении и письме.
Итак, при дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, упражнения содержат множество ошибок.
Они путают, переставляют местами и пропускают в словах буквы и слоги, не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк.
Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов.
Нарушается при этом возможность различения близких звуков: Б–П, Д–Т, К–Г, С–З, Ж–Ш.
Такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.
Поэтому мы должны перед школой устранить недостатки устной речи: исправить звукопроизношение, грамматический строй и связную речь, фонематическое восприятие.
И сегодня мы поговорим об общении с книгой, котрое не только восполняет потребность ребёнка в новой информации и развивает мышление, но и формирует устную речь.
Сейчас родители не читают детям книги, модным стало общение не с книгой, а с компьютером.
Но ведь после прочтения рассказа или сказки, можно позаниматься с ребёнком над развитием устной речи, выполняя следующие задания:
- задаём вопросы;
- прочитайте предложения из тескта и попросите назвать предлоги (маленькие слова);
- можно пересказать отрывок или весь рассказ;
- пересказывать текст можно по цепочке: мама – папа – ребёнок;
- можно придумать продолжение рассказа или начало.
При ответах на вопросы и пересказе ребёнок учится правильно составлять предложения, использовать предлоги в речи, при этом у него развивается память, воображение, мышление, автоматизируются поставленные звуки, формируется грамматический строй речи.