Галя Логинова
Занятие по речевому развитию «Живая речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание; сформировать у детей представление о некоторых особенностях устной речи; закрепить понятие о двух формах речи; активизировать словарь детей; развить творческое воображение.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Игра «Лес шумит".
Воспитатель напоминает детям, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки и много веточек и листьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: "шшш.. . ". Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок.
2. Фонетическая зарядка:
Публикация «Занятие по речевому развитию „Живая речь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
как пищат птенцы?-(пи-пи-пи-..)
как пыхтит каша?-(п-п-п.)
как тикают часы?-(тик-так.)
какую песенку поют без слов?-(ял-ля-ля.)
3. Игра «Доскажи словечко”.
На скамейке у ворот
Лена горько слезы. С льет)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую. С лису) _
Молодчина эта Лина,
Лепит все из. С пластилина)
У себя в саду Андрейка Поливал цветы из. С лейки)
Я взял муку и взял творог.
Испек рассыпчатый. С пирог)
Верещанье, белобока,
А зовут ее. (сорока)
Мы можем рассказать о своих мыслях другому человеку или написать то, о чем мы думаем. А как вы считаете, то, что пишут и читают, это речь или нет? (речь)
На прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием речи. Вспомните, как называется речь, которую мы говорим, и как называется речь, которую пишем? (Устная и письменная). Слово "устная" образовалось от слова
"уста”-гу-бы.
Речь, которую мы говорим и слышим, называется устной.
Чем отличается устная речь от письменной? Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно предложить им вспомнить то, что они уже знают: чем отличаются звуки и буквы: звук произносится и слышится, а буква пишется и читается.
Итак, мы узнали, что наша речь имеет две формы. Ка - кие? Устную и письменную.
А теперь повторим хором: "Устную речь мы говорим и слышим, а письменную - пишем и читаем. ”
И устная и письменная речь нам необходимы, они обе нам нужны, чтобы делиться с другими людьми мыслями и чувствами, чтобы правильно организовать свою работу или игру, чтобы узнавать что-то новое.. .
5. Физкультминутка.
6. Я прочитаю сейчас загадки. Вы должны отгадать загадки и подумать, о какой речи - устной или письменной напоминают названные вами предметы-отгадки и сами загадки. Можно ответы заранее нарисовать.
Поле белое, овцы черные бумаге, буквы).
Тридцать три богатыря
На страницах букваря.
Мудрецов богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит).
С помощью букв мы записываем слова на бумаге. (Это письменная речь).
Грамоты не знаю. Белый камешек растаял,
А весь век пишу. На доске следы оставил.
(Карандаш). (Мел).
С помощью ручки и карандаша мы пишем на бумаге, а мелом на доске.
(Это письменная речь).
Один говорит,
Двое глядят.
Двое слушают.
(Язык, глаза, уши).
В этой загадке говорится об устной речи: мы слышим говорящего и видим его.
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
Что же это такое-с листочками, листочки сшиты и рассказывают нам о чем-то? Воспитатель предлагает показать отгадку, т. е. книгу. Загадка напоминает нам о письменной Форме речи: книгу кто-то пишет, а мы читаем.
Без языка живет.
Не ест, не пьет,
А говорит и поет.
Что же это такое - говорит и поет, но не ест и не пьет? Радио. Оно напоминает нам об устной речи: мы слушаем речь по радио.
Через поле и лесок. Подается голосок.
Он бежит по проводам.
Скажешь здесь, а слышно там.
(А. Рождественская)
О каком голоске говорится в загадке? О каким проводам он бежит? Акая это речь? Когда мы говорим по телефону, мы пользуемся устной речью : мы слышим своего собеседника.
7. Послушайте пословицы и подумайте, о каких особенностях устной и письменной речи в них говорится.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Слово не воробей, вылетит-не поймаешь.
8. Анализ речевых ситуаций :
а) ребята решили поиграть в игру "Кошки-мышки". Какой речью они будут пользоваться?
б) мальчику необходимо поделиться своими мыслями и чувствами с другом, который живет в другом городе. помощью какой речи он может это сделать? Мальчик может написать письмо-это письменная речь; но он может и поз во - нить-это устная речь.
в) бабушка хочет срочно сообщить о том, что она едет в гости. Какой речью она будет пользоваться? Письменной. (Она напишет).
9. Игра ''Переезжаем на новую квартиру”.
10. Игра ''Клякс графия'
(''Учись играя". И. А. Баранникова стр. 332).