Ольга Мотовилова
Эффективность использования инновационных технологий по методике «Расскажи стихи руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность использования инновационных технологий по методике «Расскажи стихи руками».
Составила: воспитатель Мотовилова Ольга Леонидовна
Цель: совершенствование эмоциональной сферы и выразительности речи у детей. Развитие мелкой моторики (тонких движений пальцев) и координации слова с движением. Формировать и совершенствовать речевые коммуникативные навыки детей.
Публикация «Эффективность использования инновационных технологий по методике „Расскажи стихи руками“» размещена в разделах
С первых дней жизни малыш начинает познавать мир, в основном, это происходит визуально-тактильным путем. Стихи, потешки, наоборот, развивают мыслительную деятельность, в результате чего расширяется кругозор и потребности маленького человечка, происходит накопление и обогащение словарного запаса. Кроме того, ребенок слышит правильно построенные предложения, что способствует развитию правильной и хорошей речи.
Заучивание стихов развивает и тренирует память. Именно память человека помогает запоминать, накапливать и сохранять информацию, использовать свой и чужой опыт в дальнейшей жизни. Развитие интеллекта напрямую связано с развитием памяти.
Знание стихов формирует культурный уровень ребенка, приучает любить поэзию, развивает творческие способности, делает вашего малыша эмоционально богатым человеком.
В своей работе с детьми, имеющими речевые недостатки, я использую игровую методику «Расскажи стихи руками» Алябьевой Е. А. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
В начале работы над стихотворением это совместная деятельность воспитателя и детей, в конце это уже самостоятельная деятельность детей, которая становится фрагментом праздничного выступления перед родителями, орг. моментом или физкультминуткой на занятии. Такая коммуникация детей помогает сплотить детский коллектив, поднимает настроение.
На занятиях отдаю предпочтение различным игровым формам, часто применяю игру «Расскажи стихи руками». Дети очень любят повторять движения за воспитателем, на чём и основывается как раз принцип «Расскажи стихи руками». Предлагаемые стихотворные тексты заучиваются, затем чётко проговариваются детьми совместно с взрослыми и сопровождаются всевозможными движениями. Дошкольники с удовольствием разучивают каждое новое стихотворение и движения к нему. Они с большим удовольствием делятся и с родителями. Рассказывают и показывают всё это дома и даже просят родителей выполнить движения вместе с ними. Использую стихи как небольшую разрядку на занятиях, в воспитательных моментах (чтобы знали как вести себя в той или иной ситуации, так как в игровой форме они лучше запомнят). Некоторые дети, которые стесняются выступать самостоятельно, в группе детей становятся уверенными, у них уходит зажатость, которая часто связана с речевыми дефектами или личностными комплексами.
Каждой фразе любого стихотворения рекомендуется движения пальцами. Тем самым вырабатывается ловкость пальцев, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, а также способность мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться. Пальчиковая гимнастика может использоваться как хорошее лечебное средство при различных заболеваниях, например при повышенной возбудимости: во время игр с пальчиками, воспитанники незаметно для самих себя отвлекаются от всех посторонних мыслей. Они заняты только работой, которую делают и на время забывают о своих недостатках. Прежде чем выполнять игру с пальчиками, я включаю не громкую расслабляющую музыку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если ребенок возбужден, то я включаю ласковый плеск волн, пение птиц – это снимет психическое напряжение, успокоит. Пальчиковые упражнения провожу индивидуально или с подгруппой детей.
У детей активно начинает развиваться речь, когда рассказывание стихов сопровождается движением пальцев рук, жестами, мимикой, позой. Так как двигательная функция руки оказывает большое стимулирующее значение на деятельность детского мозга. Используя в работе с детьми, имеющими речевые недостатки методику «Расскажи стихи руками» Алябьевой Е. А. я могу решать одновременно множество задач, а именно:
• активизировать у детей звукопроизношение;
• расширять словарный запас;
• закреплять лексико-грамматический материал изучаемой темы;
• совершенствовать выразительность речи;
• развивать эмоциональную сферу детей;
• формировать общение взрослого и ребёнка на удобной для ребёнка позиции в форме игры.
Такие игры будут интересны и увлекательны и в домашней обстановке. Хочется поделиться некоторыми из них:
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Помогаю маме».
Маму я свою люблю,
(в воздухе пальчиками рисуем сердце)
В чем угодно помогу,
(ладошками вверх вытягиваем руки вперед, разводим в стороны)
Со стола убрать посуду,
(движениями рук изображаем уборку посуды со стола)
Помогать стирать ей буду,
(движениями рук вверх, вниз изображаем стирку)
Помогу ей пол помыть
(немного нагнувшись водим руками влево, вправо)
И цветочки все полить,
(представляем, что в руке держим лейку и изображаем полив цветов)
Помогу пропылесосить,
(изображаем, что в руках держим пылесос и движениями рук вперед, назад изображаем действие)
На пол ничего не бросить,
(указательным пальчиком водим из стороны в сторону)
Чашку чая ей налью,
(изображаем как из чайника наливаем в чашечку чай).
Поцелую, обниму.
(Изображаем воздушный поцелуй и объятия).
«Правильно переходим дорогу».
Чтобы перейти дорогу,
Ищем светофор в подмогу.
(Приставляем руку ладошкой вниз к бровям и поворачиваем голову влево, вправо).
В светофоре цвета три:
(показываем три пальчика)
Красный включен - подожди,
(указательным пальчиком покачиваем из стороны в сторону).
Желтый цвет когда зажжется.
Знай, никто не ошибется,
Если смотрит влево, вправо,
(поворачиваем голову налево, затем направо)
Не спускаясь с тротуара.
А зеленый цвет горит,
Светофор нам говорит:
" Вот теперь я пропускаю,
(вытягиваем руку вперед ладошкой вверх)
Люди смело пусть шагают"
(шагаем на месте)
«Утром».
Когда утром просыпаюсь
(потягиваемся)
Первым делом улыбаюсь,
(улыбаемся)
Постель сразу приберу,
(движениями рук изображают как застилаем постель)
К умывальнику иду.
(Шагаем на месте)
Личико свое умою,
(ладошками делаем круговые движения у лица)
Я прохладною водою,
Чистить зубки не забуду
(одной рукой, представляя, что держим зубную щетку, водим влево, вправо около губ)
Каждый день так делать буду.
(Показываем указательный пальчик).
«Лучше вместе».
Весело играю в мячик,
(вытягиваем руку ладошкой вниз, сгибаем руку в локте, делаем движения рукой вниз, вверх)
Вдруг подходит ко мне мальчик,
(шагаем на месте)
Просит: "Дай мне поиграть,
(вытягиваем вперед руку ладошкой вверх)
А то скучно мне гулять".
Руки на бока поставил,
(ставим руки на пояс)
И я мысленно представил:
(подносим указательный пальчик к виску)
Будет он сейчас играть,
Ну а я буду скучать?
(хмурим брови)
Нет уж! Ни за что на свете!
(топаем ножкой)
Но подумав я ответил:
(киваем головой)
"Лучше вместе поиграем,
Мяч друг другу побросаем"
(изображаем, что бросаем мяч мальчику).
«Делаем зарядку».
Чтобы было все в порядке,
Делать будем мы зарядку.
(Показываем указательный пальчик)
Покачаем головой,
(наклоняем голову влево, вправо)
Наклонимся мы с тобой,
(наклоняемся вперед и выпрямляемся)
Ножкой топнем раз и два,
(топаем ножками)
Умница и ты и я!
(ладошкой показываем вперед и на себя)
А теперь присядем дружно,
(приседаем на корточки)
Всем зарядку делать нужно!
Встанем, вновь присядем мы
(встаем и опять приседаем)
Вот какие молодцы!
(встаем)
Зашагали все на месте,
(шагаем на месте)
И вздохнули дружно вместе.
(Вдыхаем, поднимаем руки вверх, выдыхаем, опускаем руки).
«Запоминаем».
Спички детям не игрушки -
Это должен каждый знать!
(показываем указательный пальчик)
Мы раскроем свои ушки,
(пальчиками немного оттопыриваем ушки)
Чтобы всё запоминать.
Мы поставим на заметку:
(показываем указательный пальчик)
Пальчики свои в розетку
(показываем свои пальчики)
Ни за что нельзя вставлять.
(Покачиваем указательным пальчиком.)
Если гладим утюгом,
(представляем, что в руке утюг, делаем движения рукой вперед, назад)
Не подвергнем риску дом:
(поворачиваем головой влево, вправо)
Выключить мы не забудем,
(изображаем пальчиком нажатие на кнопку и выдергивание провода из розетки)
Всегда помнить это будем!
(киваем головой)
Ну а если дым мы чуем,
(нюхаем носиком)
Не сидим и не балуем!
К телефону подбегаем
(бежим на месте)
Заботливое солнце