Лилия Горбулёва
Выступление на РМО «Элементарное музицирование как средство самореализации и развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. Как же воспитать у дошкольников задатки творческого мышления? Этому как нельзя лучше способствует такой вид деятельности как элементарное музицирование. Элементарное музицирование предполагает участие ребенка не только в исполнении, но и «творении» музыки простейшими элементами музицирования через ритм, слово, движение. Смысл Орф - педагогики сводится к тому, чтобы дать толчок музыкальному и творческому развитию детей.
Публикация «Выступление на РМО „Элементарное музицирование как средство самореализации и развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
К тому же элементарное музицирование является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Поэтому в рамках проектной деятельности мы с воспитанниками знакомились с различными видам элементарного музицирования.
Основные виды деятельности творческого музицирования : речевое музицирование (звучащие жесты, игра на детских музыкальных инструментах, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, спонтанная театрализация.
«Звучащие жесты»
Звучащие жесты - это инструменты, которые всегда «с собой», они позволяют организовать и украсить музыку в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т. д. При выполнении хлопков, шлепков, притопов происходит соединение речи и движения.
Игра «Представься по имени»
Каждый по цепочке проговаривает и прохлопывает своё имя. Вся группа следом произносит это имя ласково, сопровождая речь шлепками по передней части бёдер, например:
Один: «Ка-тя» – (хлопки)
Все: «Ка-тень-ка (шлепки по коленям, и. т. д.
Похожее задание, но с притопами, представлено в игре «Сороконожка».
Игра «Сороконожка»
Топают все ножки у сороконожки - дети идут друг за другом змейкой.
Ножка, ножка, попляши, своё имя расскажи – останавливаются, и первый ребенок произносит свое имя с притопами. И так далее по - очереди.
Игра «Музыкальные фрукты»
Из этой игры получился готовый номер, который можно исполнять на празднике. Сначала мы разучивали ритмический рисунок, заданный словами –ЛИМОН, АПЕЛЬСИН, с помощью хлопков и шлепков. Затем «украшали» музыку с помощью бубенцов и маракасов. Например, бубенцы играют ритм –ЛИМОН, а ложки –АПЕЛЬСИН, причём в разных комбинациях. Выбирается дирижёр, который по своему усмотрению показывает, какая группа инструментов играет, либо поочерёдно, либо вместе. Выполняется игра под весёлую «Детскую польку» Жилинского.
На 1 часть: лимон – 2 хлопка,
апельсин – 3 шлепка,
На 2 часть – все повторить под музыку без слов. («Детская полька» А. Жилинский - импровизация под музыку).
Озвучивание сказок и стихов с помощью ДШИ,
Стихотворение «Осенняя сказка»
Тихо бродит по дорожке Осень в золотой одежке - тихо бьют ладошками по барабану
Где листочком зашуршит - маракасы
Где дождинкой зазвенит - колокольчик
Раздается громкий стук - деревянные ложки, кубики
Это дятел - тук да тук! - деревянные ложки, кубики
Дятел делает дупло - деревянные ложки, кубики
Белке будет там тепло - деревянные ложки, кубики
Ветерок вдруг налетел - шуршалки
По деревьям пошумел - шуршалки
Громче завывает, тучки собирает - тремоло бубнов
Дождик - динь, дождик - дон! Капель бойкий перезвон - треугольники, металлофон
Всё звенит, стучит, поет - Осень яркая идет! - все инструменты.
Помимо ДШИ для озвучивания сказок дети используют самые разнообразные предметы. Это, так называемые, игры звуками.
Так мы озвучивали мини-сказку «Лиса и волк», в которой для озвучивания ветра – дети дуют в бутылочку а для озвучивания скрипа снега – шуршат пакетом или комкают лист бумаги.
Игра «Отгадай образ».
Каждый ребенок загадывает свой образ: - капель, часы, гром, самолет, машина, поезд и т. д. и передает его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
Импровизированное движение
В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Когда ребенок начинает осознавать музыку через движение, т. е. «проживает» ее, восприятие становится более полным, а музыка более понятной и запоминается надолго. Также в разделе -- импровизированные движения – мы знакомились с играми.
Игра «Султанчики и бубенчики»
Как вариант игры: дети стоят парами лицом друг к другу. Образуют внешний (султанчики) и внутренний (бубенчики) круг.
1ч. дети звенят бубенцами и шуршат маракасами поочерёдно. (4 раза)
2ч. Стучат по колену свободной ладошкой.
Внутренний круг кружится, а внешний круг переходит к следующему ребёнку. Затем ребята предлагают свои движения. Игра выполняется под музыку польки.
Игра «Бубен вождя»
Выбирается вождь. Ему дается бубен. Он ритмично стучит бубном в определенном темпе, который придумывает сам, а дети стараются передать шагами его ритм. Ритм должен быть простым и четким.
Пение с передачей предмета по кругу
Участники сидят в кругу. Можно использовать разные предметы - орехи, мячики, игрушки, коробочки. Предмет кладётся на левую руку, дети его накрывают правой у себя, а потом у ребёнка, сидящего справа от него.. При этом ребята пропевают : «у себя», «у соседа» или «взять», «отдать».
Эта игра способствует межполушарной координации.
Практика показала, что правильно организованная ритмическая деятельность обогащает восприятие детей, способствует развитию музыкальности. А заинтересованность облегчает и стимулирует развитие. Радость, которую доставляют детям ритмические упражнения и игры, благотворно действует на их общее развитие.
Игры - драматизации
А в игре – драматизации также происходит опосредованное музыкой общение детей между собой и со взрослыми, но в новом качестве – через роль. Здесь возможна большая свобода для проявления индивидуальности и творчества. Игры-драматизации объединяют и пение, и движение, и мимику.
Ребята инсценировали песенку «Два веселых гуся» - пели по ролям, одновременно выполняя движения по тексту и, в проигрыше, подыгрывая себе на трещотках, маракасах и ложках.
В заключение работы по проекту было проведено развлечение «Путешествие в страну весёлых ноток», где ребята познакомили Незнайку с различными видами элементарного музицирования, которые они освоили.
В целом, работа по проекту имела прогрессивный характер. Ведь воспитанникам не только прививались навыки игры на музыкальных инструментах, но и предлагался широкий спектр использования этих инструментов в различных видах музыкальной деятельности. Одновременно ребята знакомились с произведениями классической и народной музыки на практике. Игра на детских музыкальных инструментах способствовала развитию музыкальной памяти, внимания, помогала преодолению излишней застенчивости и скованности. К тому же «Элементарное музицирование» способствовало привитию первоначальных навыков импровизационного мышления, и, как следствие, способствовало самореализации дошкольников.
В заключение хочется привести высказывание Карла Орфа: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».