Папки-передвижки

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры на клавесах (3 фото)

Наталья Корюхова
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры на клавесах
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей

Слайд 1

Тема: «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры на клавесах»

Музыкальный руководитель МАДОУ «Буревестниковский детский сад» Корюхова Наталья Викторовна.

Слайд 2

Темочки:

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов по использованию упражнений с ритмическими палочками (клавесами, способствующих развитию чувства ритма у детей.

Задачи:

1. Познакомить участников РМО с приёмами развития чувства ритма у дошкольников при помощи ритмических палочек.

2. Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.

3. Раскрыть содержание темы с помощью выполнения комплекса игровых упражнений.

Слайд 3

Чувство ритма – это важнейший компонент как музыкального, так и личностного развития ребёнка. Ведь ритм – это основа всей жизни человека, повторяющаяся последовательность: дыхание, сердцебиение, смена времен года, частей суток, ходьба, речь.

Уже в младенческом возрасте дети невольно знакомятся с ритмом. Мы веселим ребенка ауканьем, играем с ним «в ладушки», под ритмическое покачивание ребенок засыпает в колыбели. В дальнейшем раскачивание детских качелей, езда на деревянных лошадках, равномерное нажатие педалей велосипеда - все это помогает ребенку ощущать пульс четкого разбитого на ритмические доли времени.

В последние годы, работая с дошкольниками, мы часто сталкиваемся с тем, что у многих плохо развит ритмический слух. Как правило, у таких детей отмечается слабо развитая речь, она невыразительна, слабо интонирована, ребенок говорит примитивно, используя короткие высказывания. В школе дети начинают испытывать трудности при пересказе, запоминании стихотворений, чтении и письме. Таким образом, слабое развитие слуховых и моторных способностей – тормозит все дальнейшее развитие ребенка.

Поэтому, формирование чувства ритма у дошкольников - важнейшая задача педагога! И начинаем мы ее уже с младшей группы, а какие-то формы работы проводятся и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Слайд 4

Вопросом развития чувства ритма занимались такие педагоги, как Карл Орф, Эмиль Жак-Далькроз, Н. А. Ветлугина, Т. Э. Тютюнникова.

Очень интересной находкой, на мой взгляд, является игровая методика И. Г. Галянт, в которую включены речевые пальчиковые игры и ритмические игры с палочками.

Слайд 5

И сегодня я хочу поделиться с вами своим еще небольшим опытом работы – развития чувства ритма у детей дошкольного возраста с помощью клавес.

Клавесами называют две палочки из твёрдого дерева, ударяя которыми друг о друга музыканты подчеркивают ритмический рисунок композиции. Это простой, удобный, приятный на слух и легкий в обучении инструмент, который ещё называют ритмические палочки. На них можно играть в группе или в одиночку.

Игру на клавесах можно использовать в качестве ритмического упражнения или в виде шумового оркестра. Клавесы удобны ещё и тем, что не требуют каких-либо навыков при игре. Единственное, чему нужно научиться – это не сжимать клавесы, а держать свободно в руках для хорошего звука.

Слайд 6

Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, где решается целый комплекс задач, это развитие:

- внимания

- памяти

- мелкой моторики

- речи

- чувства ритма

- координации движений

- ориентации в пространстве

- образного мышления

- навык согласования движений с текстом стихотворения или песни

- воображения

- усидчивость

Слайд 7

Две маленькие палочки, а сколько возможностей! Упражнения с клавесами расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу.

Немаловажно то, что детям очень нравится играть в подобные игры!

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

Сейчас немного подвигаемся вместе! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Слайд 8

Использование клавесов на музыкальных занятиях

Играть на клавесах можно разными способами, и каждый будет благотворно влиять на развитие ребенка в целом.

1) Варианты игр с клавесами начинаем с одной палочкой.

- Катаем клавес между ладонями. Катать нужно так, будто согреваем руки.

- Кладем палочку на верхнюю часть ладони (на подушечки) и ловим баланс, чтобы палочка не упала.

- По аналогии держим баланс на двух пальцах.

- Крутим палочку в руке, вращая запястьем.

- Берем клавес в руку зажав кулак, затем перехватываем свободный край палочки в другую руку, как будто взбираемся по веревке вверх, а затем вниз. Повторяется несколько раз.

- Прокатываем палочкой по разным частям тела себе и соседу: по ногам, по рукам, по ладоням, по шее, за спиной.

Слайд 9

Использование клавесов на музыкальных занятиях

2) Далее берем две палочки и знакомимся с приемами игры (стук, ножки, прыг-скок, молоток, веревочка, точка, солнышко).

ИГРА «Делай, как я!».

Взрослый показывает разные приемы игры, а дети повторяют за ним. Важно дождаться, пока все дети переключатся с одного на следующий прием. Далее можно передать роль ведущего ребенку.

Слайд 10

Овладение этими приемами ребенку существенно облегчает использование подтекстовки, где текст иллюстрирует определённый способ стука

Прилетели мушки, превратились в ушки

Прыг-прыг лягушки, стук – колотушки

Топ – топотушки, и потягушки!

Слайд 11

3) Превращение палочек в разные предметы (сосульки, рожки, скалка, добываем огонь, дирижируем, лыжи, усы)

Слайд 12

4) Клавесы отлично подходят для метро-ритмической пульсации

В руки палочки мы взяли и тихонько постучали.

Тук – тук – тук – тук, вместе палочки идут

Слайд 13

5) Работа с ритмическими карточками (программа «Ладушки»)

Слайд 14

6) Совмещение игры на клавесах с движением и перемещением.

- Скрестить палочки, постучать. Развести руки в стороны, затем опять постучать.

- Стучать палочками над головой, при этом шагать на месте вокруг себя.

- Стоя на ногах, опустить клавесы низко-низко к земле и постучать, а затем поднять высоко над головой и постучать.

- Стучать палочками справа и слева от себя.

- Предложить детям попробовать постучать палочками за спиной. Это развивает координацию.

Слайд 15

По мере усложнения музыкально-ритмических заданий можно добавить движения, перемещение по залу во время игры на клавесах. В качестве музыкального сопровождения лучше взять музыкальную композицию с чёткой метро-ритмической пульсацией.

Не все задания с ритмическими палочками сможет выполнить ребенок раннего возраста, но в том и заключается интерес к клавесам – с ними будет весело играть детям разных возрастов, т. к. каждый сможет найти что-то интересное для себя.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приёмы игры:

СТУК - стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются.

НОЖКИ – клавесы в вертикальном положении по очереди «топают» по полу. Усложнение – «топают» вперед-назад, от себя вправо и влево и обратно к себе.

МОЛОТОК – держим одну клавесу перед собой верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»); усложнение – удар сверху чередуется с ударом снизу.

ПРЫГ-СКОК – клавесы одновременно отскакивают от колен (или от пола) - ПРЫГ, и вверху один раз ударяются друг о друга – СКОК.

ДОБЫВАЕМ ОГОНЬ - удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так, чтобы клавесы не упали.

СКАЛКА - кладём клавесы на пол перед собой (или на коленях, катаем их вперёд –назад.

СОЛНЫШКО – стучим одной клавесой по другой и «рисуем» снизу полный круг перед собой.

НОЖИ – скользящие удары палочек друг о друга, при этом они чередуются между собой, сверху оказывается то правая, то левая клавеса. Усложнение – те же удары, плюс добавляем движение вверх-вниз (вперед-назад).

ВЕРЕВОЧКА – клавесы в вертикальном положении, по очереди - одна сверху «становится» на вторую и наоборот.

ТОЧКА – клавесы в горизонтальном положении ударяются «шляпками» друг об друга. Усложнение – делаем удар, затем переворачиваем клавесы другой стороной и тоже ударяем, опять переворачиваем.

ВОЛЧОК – стучим одной клавесой по другой над головой при этом делаем оборот вокруг себя.

Предметы, в которые могут превратиться клавесы:

СОСУЛЬКИ, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться)

ЛЫЖИ (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд- назад попеременно то одну, то другую палочку).

РОГА (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»)

ПЕДАЛИ ВЕЛОСИПЕДА (держим две клавесы горизонтально перед собой, крути в направлении «от себя»)

СКРИПКА (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»)

АНТЕНЫ (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук «И-у! И-у»)

КАЧЕЛИ (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая - поперёк. Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки)

ДИРИЖЕРСКАЯ ПАЛОЧКА (машем перед собой одной палочкой).

МОТОРЧИК (вращаем палочками в воздухе в направлении «от себя»)

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры на клавесах
Фото №1 Выступление на районном методическом объединении Фото №2 Работа музыкального руководителя музыкальных руководителей Слайд Тема
Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры математического характера, которые способны разбудить детскую познавательную активность. Ведь.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Консультация для родителей «Детские игры на развитие чувства ритма»Консультация для родителей «Детские игры на развитие чувства ритма» Консультация для родителей "Детские игры на развитие чувства ритма" Вся наша жизнь — это ритм. Развитие чувства ритма помогает улучшить.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры на клавесах
Опубликовано: 25 декабря 2024 в 10:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры на клавесах» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Корюхова (УИ 453751) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД