Наталья Корюхова
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры на клавесах
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей
Слайд 1
Тема: «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры на клавесах»
Музыкальный руководитель МАДОУ «Буревестниковский детский сад» Корюхова Наталья Викторовна.
Слайд 2
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов по использованию упражнений с ритмическими палочками (клавесами, способствующих развитию чувства ритма у детей.
Задачи:
1. Познакомить участников РМО с приёмами развития чувства ритма у дошкольников при помощи ритмических палочек.
2. Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.
3. Раскрыть содержание темы с помощью выполнения комплекса игровых упражнений.
Слайд 3
Чувство ритма – это важнейший компонент как музыкального, так и личностного развития ребёнка. Ведь ритм – это основа всей жизни человека, повторяющаяся последовательность: дыхание, сердцебиение, смена времен года, частей суток, ходьба, речь.
Уже в младенческом возрасте дети невольно знакомятся с ритмом. Мы веселим ребенка ауканьем, играем с ним «в ладушки», под ритмическое покачивание ребенок засыпает в колыбели. В дальнейшем раскачивание детских качелей, езда на деревянных лошадках, равномерное нажатие педалей велосипеда - все это помогает ребенку ощущать пульс четкого разбитого на ритмические доли времени.
В последние годы, работая с дошкольниками, мы часто сталкиваемся с тем, что у многих плохо развит ритмический слух. Как правило, у таких детей отмечается слабо развитая речь, она невыразительна, слабо интонирована, ребенок говорит примитивно, используя короткие высказывания. В школе дети начинают испытывать трудности при пересказе, запоминании стихотворений, чтении и письме. Таким образом, слабое развитие слуховых и моторных способностей – тормозит все дальнейшее развитие ребенка.
Поэтому, формирование чувства ритма у дошкольников - важнейшая задача педагога! И начинаем мы ее уже с младшей группы, а какие-то формы работы проводятся и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Слайд 4
Вопросом развития чувства ритма занимались такие педагоги, как Карл Орф, Эмиль Жак-Далькроз, Н. А. Ветлугина, Т. Э. Тютюнникова.
Очень интересной находкой, на мой взгляд, является игровая методика И. Г. Галянт, в которую включены речевые пальчиковые игры и ритмические игры с палочками.
Слайд 5
И сегодня я хочу поделиться с вами своим еще небольшим опытом работы – развития чувства ритма у детей дошкольного возраста с помощью клавес.
Клавесами называют две палочки из твёрдого дерева, ударяя которыми друг о друга музыканты подчеркивают ритмический рисунок композиции. Это простой, удобный, приятный на слух и легкий в обучении инструмент, который ещё называют ритмические палочки. На них можно играть в группе или в одиночку.
Игру на клавесах можно использовать в качестве ритмического упражнения или в виде шумового оркестра. Клавесы удобны ещё и тем, что не требуют каких-либо навыков при игре. Единственное, чему нужно научиться – это не сжимать клавесы, а держать свободно в руках для хорошего звука.
Слайд 6
Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, где решается целый комплекс задач, это развитие:
- внимания
- памяти
- мелкой моторики
- речи
- чувства ритма
- координации движений
- ориентации в пространстве
- образного мышления
- навык согласования движений с текстом стихотворения или песни
- воображения
- усидчивость
Слайд 7
Две маленькие палочки, а сколько возможностей! Упражнения с клавесами расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу.
Немаловажно то, что детям очень нравится играть в подобные игры!
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Сейчас немного подвигаемся вместе! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Слайд 8
Использование клавесов на музыкальных занятиях
Играть на клавесах можно разными способами, и каждый будет благотворно влиять на развитие ребенка в целом.
1) Варианты игр с клавесами начинаем с одной палочкой.
- Катаем клавес между ладонями. Катать нужно так, будто согреваем руки.
- Кладем палочку на верхнюю часть ладони (на подушечки) и ловим баланс, чтобы палочка не упала.
- По аналогии держим баланс на двух пальцах.
- Крутим палочку в руке, вращая запястьем.
- Берем клавес в руку зажав кулак, затем перехватываем свободный край палочки в другую руку, как будто взбираемся по веревке вверх, а затем вниз. Повторяется несколько раз.
- Прокатываем палочкой по разным частям тела себе и соседу: по ногам, по рукам, по ладоням, по шее, за спиной.
Слайд 9
Использование клавесов на музыкальных занятиях
2) Далее берем две палочки и знакомимся с приемами игры (стук, ножки, прыг-скок, молоток, веревочка, точка, солнышко).
ИГРА «Делай, как я!».
Взрослый показывает разные приемы игры, а дети повторяют за ним. Важно дождаться, пока все дети переключатся с одного на следующий прием. Далее можно передать роль ведущего ребенку.
Слайд 10
Овладение этими приемами ребенку существенно облегчает использование подтекстовки, где текст иллюстрирует определённый способ стука
Прилетели мушки, превратились в ушки
Прыг-прыг лягушки, стук – колотушки
Топ – топотушки, и потягушки!
Слайд 11
3) Превращение палочек в разные предметы (сосульки, рожки, скалка, добываем огонь, дирижируем, лыжи, усы)
Слайд 12
4) Клавесы отлично подходят для метро-ритмической пульсации
В руки палочки мы взяли и тихонько постучали.
Тук – тук – тук – тук, вместе палочки идут
Слайд 13
5) Работа с ритмическими карточками (программа «Ладушки»)
Слайд 14
6) Совмещение игры на клавесах с движением и перемещением.
- Скрестить палочки, постучать. Развести руки в стороны, затем опять постучать.
- Стучать палочками над головой, при этом шагать на месте вокруг себя.
- Стоя на ногах, опустить клавесы низко-низко к земле и постучать, а затем поднять высоко над головой и постучать.
- Стучать палочками справа и слева от себя.
- Предложить детям попробовать постучать палочками за спиной. Это развивает координацию.
Слайд 15
По мере усложнения музыкально-ритмических заданий можно добавить движения, перемещение по залу во время игры на клавесах. В качестве музыкального сопровождения лучше взять музыкальную композицию с чёткой метро-ритмической пульсацией.
Не все задания с ритмическими палочками сможет выполнить ребенок раннего возраста, но в том и заключается интерес к клавесам – с ними будет весело играть детям разных возрастов, т. к. каждый сможет найти что-то интересное для себя.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приёмы игры:
СТУК - стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются.
НОЖКИ – клавесы в вертикальном положении по очереди «топают» по полу. Усложнение – «топают» вперед-назад, от себя вправо и влево и обратно к себе.
МОЛОТОК – держим одну клавесу перед собой верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»); усложнение – удар сверху чередуется с ударом снизу.
ПРЫГ-СКОК – клавесы одновременно отскакивают от колен (или от пола) - ПРЫГ, и вверху один раз ударяются друг о друга – СКОК.
ДОБЫВАЕМ ОГОНЬ - удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так, чтобы клавесы не упали.
СКАЛКА - кладём клавесы на пол перед собой (или на коленях, катаем их вперёд –назад.
СОЛНЫШКО – стучим одной клавесой по другой и «рисуем» снизу полный круг перед собой.
НОЖИ – скользящие удары палочек друг о друга, при этом они чередуются между собой, сверху оказывается то правая, то левая клавеса. Усложнение – те же удары, плюс добавляем движение вверх-вниз (вперед-назад).
ВЕРЕВОЧКА – клавесы в вертикальном положении, по очереди - одна сверху «становится» на вторую и наоборот.
ТОЧКА – клавесы в горизонтальном положении ударяются «шляпками» друг об друга. Усложнение – делаем удар, затем переворачиваем клавесы другой стороной и тоже ударяем, опять переворачиваем.
ВОЛЧОК – стучим одной клавесой по другой над головой при этом делаем оборот вокруг себя.
Предметы, в которые могут превратиться клавесы:
СОСУЛЬКИ, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться)
ЛЫЖИ (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд- назад попеременно то одну, то другую палочку).
РОГА (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»)
ПЕДАЛИ ВЕЛОСИПЕДА (держим две клавесы горизонтально перед собой, крути в направлении «от себя»)
СКРИПКА (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»)
АНТЕНЫ (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук «И-у! И-у»)
КАЧЕЛИ (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая - поперёк. Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки)
ДИРИЖЕРСКАЯ ПАЛОЧКА (машем перед собой одной палочкой).
МОТОРЧИК (вращаем палочками в воздухе в направлении «от себя»)