Приложение МААМ

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры на клавесах (3 фото)

Наталья Корюхова
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры на клавесах
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей

Слайд 1

Тема: «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры на клавесах»

Музыкальный руководитель МАДОУ «Буревестниковский детский сад» Корюхова Наталья Викторовна.

Слайд 2

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов по использованию упражнений с ритмическими палочками (клавесами, способствующих развитию чувства ритма у детей.

Задачи:

1. Познакомить участников РМО с приёмами развития чувства ритма у дошкольников при помощи ритмических палочек.

2. Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.

3. Раскрыть содержание темы с помощью выполнения комплекса игровых упражнений.

Слайд 3

Чувство ритма – это важнейший компонент как музыкального, так и личностного развития ребёнка. Ведь ритм – это основа всей жизни человека, повторяющаяся последовательность: дыхание, сердцебиение, смена времен года, частей суток, ходьба, речь.

Уже в младенческом возрасте дети невольно знакомятся с ритмом. Мы веселим ребенка ауканьем, играем с ним «в ладушки», под ритмическое покачивание ребенок засыпает в колыбели. В дальнейшем раскачивание детских качелей, езда на деревянных лошадках, равномерное нажатие педалей велосипеда - все это помогает ребенку ощущать пульс четкого разбитого на ритмические доли времени.

В последние годы, работая с дошкольниками, мы часто сталкиваемся с тем, что у многих плохо развит ритмический слух. Как правило, у таких детей отмечается слабо развитая речь, она невыразительна, слабо интонирована, ребенок говорит примитивно, используя короткие высказывания. В школе дети начинают испытывать трудности при пересказе, запоминании стихотворений, чтении и письме. Таким образом, слабое развитие слуховых и моторных способностей – тормозит все дальнейшее развитие ребенка.

Поэтому, формирование чувства ритма у дошкольников - важнейшая задача педагога! И начинаем мы ее уже с младшей группы, а какие-то формы работы проводятся и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Слайд 4

Вопросом развития чувства ритма занимались такие педагоги, как Карл Орф, Эмиль Жак-Далькроз, Н. А. Ветлугина, Т. Э. Тютюнникова.

Очень интересной находкой, на мой взгляд, является игровая методика И. Г. Галянт, в которую включены речевые пальчиковые игры и ритмические игры с палочками.

Слайд 5

И сегодня я хочу поделиться с вами своим еще небольшим опытом работы – развития чувства ритма у детей дошкольного возраста с помощью клавес.

Клавесами называют две палочки из твёрдого дерева, ударяя которыми друг о друга музыканты подчеркивают ритмический рисунок композиции. Это простой, удобный, приятный на слух и легкий в обучении инструмент, который ещё называют ритмические палочки. На них можно играть в группе или в одиночку.

Игру на клавесах можно использовать в качестве ритмического упражнения или в виде шумового оркестра. Клавесы удобны ещё и тем, что не требуют каких-либо навыков при игре. Единственное, чему нужно научиться – это не сжимать клавесы, а держать свободно в руках для хорошего звука.

Слайд 6

Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, где решается целый комплекс задач, это развитие:

- внимания

- памяти

- мелкой моторики

- речи

- чувства ритма

- координации движений

- ориентации в пространстве

- образного мышления

- навык согласования движений с текстом стихотворения или песни

- воображения

- усидчивость

Слайд 7

Две маленькие палочки, а сколько возможностей! Упражнения с клавесами расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу.

Немаловажно то, что детям очень нравится играть в подобные игры!

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

Сейчас немного подвигаемся вместе! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Слайд 8

Использование клавесов на музыкальных занятиях

Играть на клавесах можно разными способами, и каждый будет благотворно влиять на развитие ребенка в целом.

1) Варианты игр с клавесами начинаем с одной палочкой.

- Катаем клавес между ладонями. Катать нужно так, будто согреваем руки.

- Кладем палочку на верхнюю часть ладони (на подушечки) и ловим баланс, чтобы палочка не упала.

- По аналогии держим баланс на двух пальцах.

- Крутим палочку в руке, вращая запястьем.

- Берем клавес в руку зажав кулак, затем перехватываем свободный край палочки в другую руку, как будто взбираемся по веревке вверх, а затем вниз. Повторяется несколько раз.

- Прокатываем палочкой по разным частям тела себе и соседу: по ногам, по рукам, по ладоням, по шее, за спиной.

Слайд 9

Использование клавесов на музыкальных занятиях

2) Далее берем две палочки и знакомимся с приемами игры (стук, ножки, прыг-скок, молоток, веревочка, точка, солнышко).

ИГРА «Делай, как я!».

Взрослый показывает разные приемы игры, а дети повторяют за ним. Важно дождаться, пока все дети переключатся с одного на следующий прием. Далее можно передать роль ведущего ребенку.

Слайд 10

Овладение этими приемами ребенку существенно облегчает использование подтекстовки, где текст иллюстрирует определённый способ стука

Прилетели мушки, превратились в ушки

Прыг-прыг лягушки, стук – колотушки

Топ – топотушки, и потягушки!

Слайд 11

3) Превращение палочек в разные предметы (сосульки, рожки, скалка, добываем огонь, дирижируем, лыжи, усы)

Слайд 12

4) Клавесы отлично подходят для метро-ритмической пульсации

В руки палочки мы взяли и тихонько постучали.

Тук – тук – тук – тук, вместе палочки идут

Слайд 13

5) Работа с ритмическими карточками (программа «Ладушки»)

Слайд 14

6) Совмещение игры на клавесах с движением и перемещением.

- Скрестить палочки, постучать. Развести руки в стороны, затем опять постучать.

- Стучать палочками над головой, при этом шагать на месте вокруг себя.

- Стоя на ногах, опустить клавесы низко-низко к земле и постучать, а затем поднять высоко над головой и постучать.

- Стучать палочками справа и слева от себя.

- Предложить детям попробовать постучать палочками за спиной. Это развивает координацию.

Слайд 15

По мере усложнения музыкально-ритмических заданий можно добавить движения, перемещение по залу во время игры на клавесах. В качестве музыкального сопровождения лучше взять музыкальную композицию с чёткой метро-ритмической пульсацией.

Не все задания с ритмическими палочками сможет выполнить ребенок раннего возраста, но в том и заключается интерес к клавесам – с ними будет весело играть детям разных возрастов, т. к. каждый сможет найти что-то интересное для себя.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приёмы игры:

СТУК - стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются.

НОЖКИ – клавесы в вертикальном положении по очереди «топают» по полу. Усложнение – «топают» вперед-назад, от себя вправо и влево и обратно к себе.

МОЛОТОК – держим одну клавесу перед собой верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»); усложнение – удар сверху чередуется с ударом снизу.

ПРЫГ-СКОК – клавесы одновременно отскакивают от колен (или от пола) - ПРЫГ, и вверху один раз ударяются друг о друга – СКОК.

ДОБЫВАЕМ ОГОНЬ - удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так, чтобы клавесы не упали.

СКАЛКА - кладём клавесы на пол перед собой (или на коленях, катаем их вперёд –назад.

СОЛНЫШКО – стучим одной клавесой по другой и «рисуем» снизу полный круг перед собой.

НОЖИ – скользящие удары палочек друг о друга, при этом они чередуются между собой, сверху оказывается то правая, то левая клавеса. Усложнение – те же удары, плюс добавляем движение вверх-вниз (вперед-назад).

ВЕРЕВОЧКА – клавесы в вертикальном положении, по очереди - одна сверху «становится» на вторую и наоборот.

ТОЧКА – клавесы в горизонтальном положении ударяются «шляпками» друг об друга. Усложнение – делаем удар, затем переворачиваем клавесы другой стороной и тоже ударяем, опять переворачиваем.

ВОЛЧОК – стучим одной клавесой по другой над головой при этом делаем оборот вокруг себя.

Предметы, в которые могут превратиться клавесы:

СОСУЛЬКИ, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться)

ЛЫЖИ (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд- назад попеременно то одну, то другую палочку).

РОГА (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»)

ПЕДАЛИ ВЕЛОСИПЕДА (держим две клавесы горизонтально перед собой, крути в направлении «от себя»)

СКРИПКА (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»)

АНТЕНЫ (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук «И-у! И-у»)

КАЧЕЛИ (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая - поперёк. Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки)

ДИРИЖЕРСКАЯ ПАЛОЧКА (машем перед собой одной палочкой).

МОТОРЧИК (вращаем палочками в воздухе в направлении «от себя»)

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры на клавесах
Фото №1 Слайд Цель Повышение профессионального уровня педагогов по использованию упражнений с ритмическими палочками клавесами способствующих развитию чувства ритма у детей Фото №2 Познакомить участников РМО с приёмами развития чувства ритма у дошкольников при помощи ритмических палочек
Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры математического характера, которые способны разбудить детскую познавательную активность. Ведь.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Консультация для родителей «Детские игры на развитие чувства ритма»Консультация для родителей «Детские игры на развитие чувства ритма» Консультация для родителей "Детские игры на развитие чувства ритма" Вся наша жизнь — это ритм. Развитие чувства ритма помогает улучшить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры на клавесах
Опубликовано: 25 декабря 2024 в 10:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры на клавесах» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Корюхова (УИ 453751) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД