Получи документы

Народный танец как средство самовыражения детей дошкольного возраста. Опыт работы

Сухарева Ксения
Народный танец как средство самовыражения детей дошкольного возраста. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на РМО музыкальных руководителей Калининского района города Уфы: «Танцевальная деятельность как средство развития дошкольников в детском саду» с темой: «Народный танец как средство самовыражения детей дошкольного возраста».

Подготовила: Музыкальный руководитель МАДОУ Детский сад 59 Сухарева К. А.

Добрый день уважаемые коллеги сегодня я хочу представить вам свою тему выступления, а именно: «Народный танец в ДОУ, как средство самореализации детей дошкольного возраста».

Темочки:

И для начала небольшой ликбез что же такое народный танец, каким он бывает, какие его различия.

Итак начнем:

1) Фольклорный танец – это исток всех истоков, его отличают стихийность и на 100% народное творчество, такой танец не имеет сценической основы: он создавался либо для обрядов – либо его танцевали на народных гуляниях. Выходит, именно на фольклорный танец с его традициями и обычаями мы ориентируемся при создании постановок в работе с детьми, но все что мы выносим на мероприятия, конкурсы -нельзя назвать полностью фольклорным (даже если кажется, что музыка и движения, и костюмы соответствуют)

Видео фольклорного танца

2) Народно – сценический танец – это уже переработанный и адаптированный для выступлений и показа фольклор. В такой постановке больше эстетики благодаря основам классического танца – определенной позиции в руках и ногах, положению головы, корпуса и так далее.

В этом направлении танец отрабатывается – содержит четкие рисунки и от строгих традиций мы отступаем, например юбка – может быть не в пол, а короче, сам костюм облегчается для легкости исполнения, а цвета сделать ярче

Видео «Удальцы»

3) Стилизованный народный танец – это направление включает в себя переработку народно – сценического танца, в котором изменяют один из трех элементов – музыка, движения или костюм, если в вашем танце изменены все три, то это может расценивать – как эстрадное исполнение

При стилизации народного танца важно учитывать эстетику:

• Не смешивать движения разной народности

• Исключить нетипичную для народности лексику

• Помнить о важности костюма – не использовать цвета и орнаменты разных народностей в одном костюме

Видео Корякского танца

А сейчас перейдем к теме самореализации наших детей дошкольного возраста через народный таец. Для детей – самовыражение один из главных факторов, влияющих на их дальнейшее развитие в целом. И именно народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа. Народ танцует для себя и выражает в танце себя.

Занятия народными танцами способствуют не только развитию внешних данных ребенка, но и формированию его внутреннего мира. Искусство танца — искусство коллективное. Занятия танцами хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус. В народном танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности.

Народный танец — это социально активное поведение, коллективное творчество, способствующее воспитанию ответственности и формированию активной жизненной позиции.

Для федеральной образовательной программы (ФОП), характеры усиление этнизации содержания образования, возрастание роли национальной культуры в процессе социализации личности, и именно этнокультурный фактор должен лечь в основу поликультурного образования, базируясь на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в мирное сообщество. Понятно, что гуманистические идеи в любой национальной культуре имеют как общие черты, так и глубокие отличия, связанные со своеобразием философско-религиозной мысли, духовного менталитета народа и вероучения, с особенностями исторического развития.

В настоящее время эта проблема решается путем введения в процесс курсов социокультурного, этнокультурного и общеобразовательного характера. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходим прочный фундамент, предполагающий глубокое знание воспитанниками фольклора. Трудно переоценить значение такого культурного феномена, как народный танец.

В моем плане стоят такие годовые задачи, как:

1. Сохранять и укреплять физическое здоровье воспитанников

посредством использования в образовательном процессе народных танцев.

2. Развивать коммуникативные навыки дошкольников

через использование народных игр в различных видах детской деятельности.

3. Воспитывать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические чувства посредством приобщения к народной культуре и традициям народов Республики Башкортостан.

Данные задачи направлены на всестороннее развитие дошкольников в разных направлениях. Отталкиваясь от них и от нашей цели в развитии «Народного танца», мы проводим различные занятия, мероприятия, где показываем, как помогает воспитаннику раскрыться «Народный танец».

На занятиях провод такие беседы как «История возникновения танца народов РБ», идет полноценная работа по изучению традиций и танцев. Проводятся интегрированные занятия «Все о народных танцах», «Давайте танцевать», «А ты знаешь танец своего народа, «Окунемся в прошлое, все о танцах», «Путешествие в мир моего народа». На каждом концерте, воспитанники показывают разные выученные народные танцы : «Хоровод», «Кадрили», «Пляски», «Перепляс». Так как техника исполнения простая: дошкольники водят хороводы под детскую песню, повторяя слова, меняя направление и используя жестикуляцию, воспитанники с удовольствием учат различные народные танцы : «Калинка Малинка», «Метелица», «Во поле березка стояла», «Как на тоненькие ледок», «Валенки», «Барыня-Сударыня».

Танцевальная культура народов очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях творчества.

Русский танец наиболее распространен. Здесь можно увидеть плавные хороводы, многофигурные кадрили, виртуозные пляски, лихие переплясы, парные танцы и т. д.

Самой популярной у башкир является пляска типа «Сабантуй» (праздник) – импровизированный праздник - перепляс исполнителей. Массовые хороводы и сольные танцы башкир основаны, главным образом, на круговых мизансценах. Дополнительным аккомпанементом служит топот ног о твердые настилы. Распространены танцы «Наездники», «Дружба», «Бишбармак», «Семь девушек», «Гульназира» и т. д.

Марийские танцы разнообразны по характеру исполнения. Марийские танцы поражают нас богатством ритмического рисунка, мягкой пластикой рук, экспрессивной россыпью дробей, многоцветной палитрой народных костюмов. Искусство, рождённое народом, сохранило в танце свое сердце, многовековую философию, неугомонный характер и светлый образ народа мари. «Кандра»- танец марийского народа

У марийцев одним из них и наиболее важным является танец «Кандра», который непосредственно связан с историей народа, выражает его духовные ценности, социальные позывы. Мари «Кандра» - это танец плетения веревки с куплетами «такмак» и дробушками «тврдык», своими корнями уходит в древнее прошлое.

Чувашский танец самобытен и мало похож на танцы других народов Поволжья, хотя в нем все же имеются общие черты с татарским и марийским танцем. Чувашский танец или пляска почти всегда сопровождается хлопаньем в ладоши. Танцы просты по форме и развиваются по принципу варьирования и многократной повторности основного короткого наигрыша. Например танец «Уяв Таши» («Уяв таши» - в переводе с чувашского означает «праздничный танец». «Уяв» – весенне-летний период молодежных игрищ и хороводов.)

В татарских танцах очень ярки национальные особенности. танец делится по важности событий, по особенностям и смыслам. Помимо этого имеют татарские танцы названия, которые соответствуют тем или иным событиям:

татарский плясовой танец - "сабантуй", "апипа".

Девичий танец – «Аулак», «Шаян кызлар»

Мужской танец – «Игры джигитов» и др.

У мордвы есть несколько видов хороводов. Танцы представляют собой сюжеты или производственной сферы или импровизация на тему песен и показ характеров и поступков изображаемых персонажей. Также имеют распространение парные танцы, которые сопровождаются динамикой. «Мокшанские вихлявицы», «Уточка», «Вадря» (с мальчиками)

Народный танец характеризуется такими качествами, как традиционность (народные представления о природе, человеке, социуме, а также характерные способы их художественного отображения, синкретичность (единство танцевального, инструментального и театрально-игрового начал, вариативность (личностный, родительский исполнительный поиск, ориентированный на заданный традицией образец,коллективность (ансамблевый характер народных танцев, коллективное начало в детском творчестве, функциональность (связь народного танца с жизнью, ситуацией исполнения).

Особенность народного танца заключается в том, что посредством движений, жестов, поз и мимики человек передает те или иные события своей жизни, делится своим опытом, используя танцевальную форму как особый способ самовнушения и самовыражения. В танцах находят художественное воплощение характер, темперамент, эстетические идеалы народы, его отношение к добру и злу как в природе, так и в общественной жизни, гендерные особенности культурного пространства этноса. Под влиянием традиций и обычаев, транслируемых как на поведенческом, так и на когнитивно-эмоциональном уровнях, на занятиях народными танцами дети усваивают стереотипы поведения мужчины и женщины. Традиционный народный танец благодаря своим образам, создающимися с помощью специфических жестов, поз и мимики, оказывает положительное влияние на развитие у детей коммуникативных способностей. Знакомясь в процессе занятий народными танцами с многообразием форм проявления человеческих взаимоотношений, ребенок учится понимать и уважать культуру, отличную от той, в которой он воспитан, что способствует развитию толерантности.

Народный танец столь же разнообразен, сколь различны уклады жизни и культуры разных народов. Н. В. Гоголь писал… «У одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность». [1]

Введение в свою работу «Народного танца» может служить эффективным средством решения такой проблемы обучения и воспитания, как формирование психоэмоциональной сферы личности. Психоэмоциональная сфера, основная из определяющих внутренний мир человека и его поступки, оказывает прямое влияние на развитие его коммуникативных способностей, раскрытие всего многообразия качеств личности. С психологической точки зрения во время занятий народными танцами воспитанники приучаются не просто к общению со сверстниками, а умению выстраивать эти отношения, в том числе на невербальном уровне.

А сейчас я хочу предложить вам практическую часть моего выступления, мы с вами разучим танцевальные этюды каждого народа.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Стилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детейСтилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей Сообщение из опыта работы «Стилизованный русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей старшего.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народный танец как средство самовыражения детей дошкольного возраста. Опыт работы
Опубликовано: 29 января 2025 в 11:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народный танец как средство самовыражения детей дошкольного возраста. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Сухарева Ксения (УИ 1986413) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД