Елена Авдеева
Требование к развивающей предметно-пространственной среде
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к развивающей предметно-пространственной среды (ФГОС)
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Публикация «Требование к развивающей предметно-пространственной среде» размещена в разделах
Предметно-пространственная среда должна быть:
• Cодержательно-насыщенной
• Трансформируемой
• Полифункциональной
• Вариативной
• Доступной
• Безопасной
1). Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными для детей материалами; двигательную активность; в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
2).Трансформируемость предметно-пространственной среды подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3).Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. п.
4).Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
5). Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.
6).Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Развивающая предметно-пространственая среда в группе «Солнышко»
Сегодня мы готовы поделиться с вами тем, как строится развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду в старшей логопедической группе.
Первым шагом в организации среды стало создание в группе уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению.
Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группе. В группе созданы уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Мы используем не только зону на «уровне детских глаз», но и осваиваем стены и пространство групповых помещений.
Центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.
1. Речевой центр «Школа букваря»
Функциональная роль: Предназначено для работы с детьми по коррекции речевых нарушений.
Насыщенность речевого центра:
Картотека артикуляционных и дыхательных упражнений, картотека пальчиковых игр, картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических, дидактические игры на обогащение словаря, игры на развитие ГСР, игры на развитие СР, игры на совершенствование ЗКР, игры на развитие фонематического восприятия, предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д., магнитные буквы и цифры, природный материал.
2. Центр художественно-продуктивной деятельности «Радужное настроение»
Функциональная роль: Знакомство с цветами радуги и разнообразными формами и образами.
Насыщенность центра:
Проект «Рукотворный мир». Создан музей прикладного творчества, ведётся подборка материалов об истории создания рукотворных материалов, предметов быта. Собраны материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования. Подобраны трафареты по лексическим темам, книжки-раскраски, схемы техника изображения, мальберт и бумага разной фактуры.
3. Центр книги «Мир сказок»
Функциональная роль: Знакомство с художественной литературой, писателями, чтение сказок, рассказов и показ интересных историй. Книгоиздательский центр «Солнышко», рисование на тему «Любимые сказки».
Насыщенность центра:
Подбор детской литературы, журналы познавательного характера, портреты поэтов и писателей, игра «Библиотека».
4. Центр «Океания»
Функциональная роль: Ознакомление с обитателями подводного мира.
Насыщенность центра: Настенное оформление имитирующее подводный мир, ракушки разного размера и формы, набор фигурок подводного мира, детский фотоаппарат со слайдами обитателей морей. Разработанные занятия, презентация «Исследование морских глубин. Жизнь обитателей холодных и тёплых морей».
Проект «Моря и океаны»
5. Центр сюжетно-ролевой игры
Функциональная роль: Используя ситуацию совместной игры с детьми накапливать их социальный опыт, усваивать ролевое поведение (ролевые отношения и взаимодействия); развитие речевой активности детей.
Насыщенность центра:
Игры размещены на полках в свободном доступе. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе» и других игр.
6. Центр экспериментальной деятельности «Центр науки»
Функциональная роль: Развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Насыщенность центра:
Мини-лаборатория:
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, резиновые груши, шприцы без игл, мерные ложки, увеличительные стекла, лупы, разнообразные формы для жидких и сыпучих веществ, свечи, воронки, фартуки, нарукавники, резиновые перчатки.
Природ материал:
камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, пробки и т. д. Коллекция минеральных камней.
7. Центр «Космический мир»
Функциональная роль: Ознакомление со звёздами и небесными телами, гороскопом.
Насыщенность центра:
Создан мини-макет спутник, космонавт, космический корабль, планеты солнечной систем. Подбор познавательной литературы. Презентация «Космическая прогулка».
В проекте работа с родителями и детьми: наблюдение за ночным небом, изготовление макетов и рисование на тему «Космос».
8. Центр двигательной активности
Функциональная роль: Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную двигательную активность (упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, поднять эмоциональный настрой.
Насыщенность центра:
Пособия: Ленты, платочки, мячи разных размеров, султанчики, обручи, скакалки, кольцеброс, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр. Оборудование для проведения утренней гимнастики, гимнастики после сна есть дорожки здоровья, тренажёры для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки, развития дыхания. В зависимости от сезона, имеется выносной материал для организации двигательной активности на прогулке.
9. Центр музыкального развития
Функциональная роль: Приобщение ребенка к музыке, развитие музыкальных способностей, поддерживать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности.
Насыщенность центра:
Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, картотека музыкально-дидактических игр, аудиотехника. Подбор дисков с произведениями классической музыки, песен и музыкальными сказками.
10. Центр театральной деятельности «Золотой ключик»
Функциональная роль: Знакомство с театром, героями сказок, формирование положительного отношения детей к театрализованным играм; развитие творческой и коммуникативной активности детей.
Насыщенность центра:
Собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы по мотивам литературных произведений, сказок, шляпы, колпаки, короны, чепчики, платки, кокошники, перчатки, варежки, украшения, парики, очки, носы. Куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе, маски – говорушки.
Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.
Среда старших дошкольников – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.
Предметно-игровая среда должна быть динамичной и мобильной, чтобы дети учились активно ее пользоваться, а также, чтобы обеспечить им свободу действий. Все оборудование должно постоянно обновляться, видоизменяться и легко переноситься из одного центра в другой. Среда должна обогащаться такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.