Татьяна Пименова
Выступление на районном педагогическом фестивале работников дошкольного образования «Ступени мастерства — 2019»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Роль семьи в поддержке детской одарённости.
Уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы поговорить с вами о детской одаренности. Но не просто о ней, а о роли семьи в поддержке детской одаренности. Это проблема возникает во многих семьях, где подрастают дети «почемучки» и «любознайки». Как помочь детям поддержать их интерес к исследованиям и познаниям неизведанного? Как помочь раскрыть творческий талант и не остановиться на достигнутом? Эти вопросы задавали мне родители моих воспитанников. И я задумалась. А ведь, правда, тяжело современным родителям найти время, а в некоторых случаях и средства, чтобы помочь своему «почемучке». Ведь что такое одаренность?
Публикация «Выступление на районном педагогическом фестивале работников дошкольного образования „Ступени мастерства — 2019“» размещена в разделах
В основе слова «Одарённость» лежит «Дар». Если есть дар, значит должен быть и даритель? Даритель! Какое красивое слово! Даритель- это человек, который дарит, одаривает, чем-то делится. Кто может быть дарителем (родители, педагоги).
Одарённость человека–это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять ухаживать за ним дать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
А одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очередными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. И мы, взрослые должны ему помочь. Изучив этот вопрос более глубоко, я решила организовать в группе клуб для обеспокоенных родителей «Почемучки». Но не самой рассказывать, что делать в той или иной ситуации, не читать лекции и назидания, а совместно искать пути решения этой проблемы. Наша первая встреча дала неожиданный результат. Родители легко пошли на контакт и сами стали наперебой предлагать различные формы работы с одаренными детьми в условиях семьи. Толчком для этого послужила история моей семьи.
Мне повезло, что мои девочки, а у меня их трое, наделены удивительными способностями: учиться, петь, танцевать, рисовать, заниматься спортом. И именно мне, маме, первой предстояло оценить степень возможностей, талантливости и одаренности своих детей. Во многом от меня, первоначально, зависела оценка их собственных сил, активное или пассивное отношение к своему таланту. Поэтому я старалась с раннего детства уважать своих детей, подчеркивать их индивидуальность. Девочки высказывали свои творческие идеи, а я поддерживала их начинания, проекты, стремления.
Мы прошли несколько этапов взросления нашей одарё нности:
1этап - детский сад. Это место где начали раскрываться предпосылки индивидуальных особенностей моих дочерей. При огромной поддержки специалистов детского сада удалось определиться с направлением талантливости в той или иной деятельности. Моих детей задействовали во всех общественных мероприятиях Д/С, тем самым организация осуществляла поддержку семьи в развитии одарённости.
Вопрос: Как вы думаете, возможно, ли на данном возрастном этапе говорить о развитии каких-либо способностей детей вообще?
2этап - школа. Это место где накопление и реализация своих способностей имеет огромное значение для становления личности и поддержания интереса к исследованиям и познаниям неизведанного. Именно в этот период происходит оценка собственных сил к своему таланту.
3этап – взросление. Основываясь на свой жизненный опыт, предыдущие два этапа помогли нам оценить свои возможности, определить своё призвание в профессиональной деятельности, в которой мы раскрываем свой творческий талант и не останавливаемся на достигнутом.
Вопрос: Какова роль семьи в развитии одарённого ребёнка?
А теперь я хочу ответить на свой поставленный вопрос и познакомить вас с моей многочисленной семьёй. Она состоит из 5 поколений. Для меня моя семья – это большая гордость и смысл жизни. Я не представляю своё существование без своих родных и близких. Я горжусь замечательным и заботливым мужем, тремя красавицами, моими дочками, как я уже говорила. Мы все чувствуем родительскую заботу о нас - это старшее поколение. С недавнего времени моя семья стала ещё больше. Мои старшие дочери вышли замуж. И я уже счастливая бабушка двоих внуков. Не скопила я ни злата, ни серебра. У меня есть намного больше – Счастливая семья!
В моей семье существуют традиции, которые несут радость и удовольствие. Они превращают будние дни в маленькие праздники и наполняют всех домочадцев и даже «малых крошек,» которым всего несколько месяцев, позитивными эмоциями, то своё позитивное отношение к жизни, и яркие воспоминания они унесут с собой и во взрослую жизнь.
Семейные традиции сближают нас, позволяют лучше узнать и понять друг друга, и получать искреннее удовольствие от общения друг с другом! Наверняка, в каждой семье есть какие-то традиции – например, чтение ребёнку сказки на ночь, встреча папы с работы с обнимашками и поцелуйчиками. Поездки в выходные к бабушкам или прогулки на природе.
В нашей семье подготовка и проведение совместных досугов (праздников) – это семейная традиция. Мы не просто ждем очередной праздник. Мы готовим сценарий, распределяем роли, подбираем костюмы. Праздники проходят весело, мы часто импровизируем. Самые любимые наши праздники это: 9 мая, дни рождения, Новый год, Рождество, Масленица, Пасха. А так же: 23 февраля, 8 марта, 1 мая и 1 сентября.
Этими традициями, которые передаются из поколения в поколение мы, и развиваем у детей различные таланты и тем самым поддерживаем их одарённость. Но чтобы помочь детям, мы должны и сами быть творческими.
Вот сейчас мы и попробуем приоткрыть в каждом из Вас (нас) неповторимую грань творчества.
Практическое задание:
«Пантомима»
Приглашается 5 педагогов, которые получают карточки, на которых написан вид одарённости. Ваша задача показать его в мимике и жестах, не используя слов. Остальным нужно определить, что показывает их коллега.
-Музыкальная одарённость
-Хореографическая одарённость
-Математическая одарённость
-Спортивная одарённость
-Сценическая одарённость.
«Коллаж»
За 5- 10 минут необходимо создать коллаж сказочного существа, и среду его обитания. Затем рассказать о нём.
«А кто умеет рисовать?»
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось
Куда всё это подевалось? (Валентин Берестов.)
Подытожив, хочу Вам сказать: «Человечество загадка природы и одному Богу известно, какое семя в нас заложено и что из него прорастёт. Одно несомненно, что одарённые дети – будущее России».
Желаю вам коллеги, профессиональной и творческой активности!