Александра Михайловна Яковлева
Выступление на педагогическом совете «Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения.
Дорогие коллеги! Нам очень приятно видеть вас сегодня.
Мы выбрали педагогическую профессию и решили посвятить свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения. Нашими воспитанниками стали самые маленькие члены общества – дети дошкольного возраста.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «развивающая педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически. Есть разработанная программа «развивающая педагогика оздоровления» авторы В. Т. Кудрявцев. Б. Б. Егоров.
Развивающая педагогика оздоровления — новое направление междисциплинарных исследований и образовательной практики в ДОУ. В его рамках оздоровительная работа с дошкольниками основывается на гуманитарных идеях, сплачивающих усилия педагогов, психологов и медиков. Она является формой развивающей работы, а оздоровление в целом — неотъемлемой частью развивающего образования в дошкольном учреждении. Цель педагогики оздоровления : сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения. Нормой жизни и поведения каждого человека должно стать сознательное и ответственное отношение как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих, к здоровью как к общественной ценности.
Основные черты программы:
1. Здоровый ребенок понимается как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.
2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно духовного организма.
3. Оздоровление- это не комплекс лечебно-профилактических мер, а форма развития, расширения психофизических возможностей детей. Иными словами охрана здоровья утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.
4. Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами, эффективность их применения возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.
5. Ключевой принцип оздоровительно- развивающей работы с детьми индивидуально дифференцированный подход.
Развивающая педагогика оздоровления включает в себя два направления оздоровительно – развивающей работы :
- приобщение детей к физической культуре
- развивающие формы оздоровительной работы
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Здоровый и духовно развитый человек счастлив : он отлично себя чувствует, получает удовольствие от работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Такого человека мы педагоги и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности. В нашей работе мы используем такие формы оздоровления детей как : Создание системы двигательной активности в течение дня: - утренняя гимнастика (ежедневно); - физкультурные занятия (3 раза в неделю); - музыкально – ритмические занятия (2 раза в неделю); - прогулки с включением подвижных игр; - оздоровительный бег (ежедневно); - пальчиковая гимнастика (ежедневно на занятиях) - зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях) - оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); - физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно); - эмоциональные разрядки, релаксация; - ходьба по массажным коврикам, (босохождение); - спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц) 2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.
Вот некоторые примеры игр, которые можно проводить с детьми для формирования здорового образа жизни.
Сегодня мы познакомим с некоторыми играми оздоровления детей, используемых в практической деятельности.
Уважаемые коллеги, прошу Вас выполнить со мной несколько упражнений.
1 упр. «Массаж живота» (скульптор замешивает глину).
Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.
Цель: улучшить работу кишечника.
2 упр. «Массаж области груди».
Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная»
Цель: воспитывает бережное отношение к своему телу, учим любить себя.
3 упр. Массаж «Мячик - ежик».
Возьмите в руку мяч с шипами, положите его на спину соседа и, катая, мяч говорим:
-мячик влево, мячи к вправо, покатался по спине.
-на макушечку поднялся, покатался и обратно побежал.
Постукивание мячиком по спине.
4 упр. «Массаж головы».
Поза: сидя на стуле, ноги расставлены на ширине плеч. Прорабатываем активные точки на голове сильным нажатием пальцев (моем голову). Как «граблями», ведем к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.
5 упр. «Похлопаем ушками»
Заводим ладони за уши и загибаем их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускаем их. При этом ощутить хлопок.
Далее уважаемые коллеги, я хочу предложить Вашему вниманию еще одну из форм работы, используемую в работе с детьми. Это психогимнастика, которая, как и предыдущие продемонстрированные формы работы, является одним из средств оздоровления детей. Цель: освобождение от перенапряжения и стрессов, создание эмоционального радостного настроения.
Принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – это развитие творческого воображения.
Например:Во время упражнений предлагаем ребенку стать кошкой. Имитируя кошку, ребенок преображается. Не надо объяснять ему как напрячь или расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит образ кошки.
«Надувала кошка мяч»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Описание игры: дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Воспитатель произносит текст:
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
На слова: «надувала кошка шар.» дети выпрямляют туловище, надувают щеки. На сигнал «лоп» – «шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение.
«Морщинки»
Цель: учить детей снимать мышечное напряжение, закреплять эмоциональные состояния: радости, интереса, удовольствия и т. д.
Описание: воспитатель предлагает детям несколько раз вдохнуть и выдохнуть. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится.
«Сосулька»
Цель: расслабить мышцы рук.
я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Здорово получилось!
Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, молодцы!
Игра «Любопытная Варвара»
Релаксационные упражнения для расслабления мышц шеи
Предложить ребенку поиграть в игру: мама или папа проговаривают стихотворения, а малыш исполняет то, о чем в нем говориться. Играть в игру нужно стоя, в позиции ноги на ширине плеч, руки книзу, расслаблены. Делать упражнение лучше вместе с малышом, чтобы он видел, как оно выполняется. Слова ведущего:
«Любопытная Варвара смотрит влево (повернуть голову влево и 3 секунды удерживать в таком положении, смотрит вправо (то же упражнение, только голова вправо). А потом опять вперед – тут немного отдохнет (голову повернуть вперед и смотреть перед собой 3 секунды). А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! (Поднять голову вверх и смотреть на потолок 5 секунд). Возвращается обратно – расслабление приятно! (Вернуться в исходное положение – взгляд вперед). А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! (Голову медленно опустить вниз и прижать подбородок к груди). Возвращаемся обратно – расслабленье так приятно! (Голову опять поднять и смотреть перед собой, расслабить мышцы).
Уважаемые коллеги, можно еще долго освещать здоровьезберегающие формы оздоровления детей, которые можно использовать в работе. Надеюсь, что те формы оздоровления, которые были продемонтрированы сможете использовать в своей работе.
И в завершении я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание.
Будьте всегда здоровы!