Надежда Гагуа
Выступление на педсовете «Технология исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология исследовательской деятельности в детском саду.
Плюсы и минусы технологий исследовательской деятельности.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей.
Публикация «Выступление на педсовете „Технология исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Развивающая педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одним из самых действенных шагов в этом направлении является исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, а именно применение при работе с детьми дошкольного возраста технологии исследовательской деятельности.
Цель данной технологии – развитие познавательной и исследовательской активности детей дошкольного возраста.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать, поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка.
Изучая окружающий мир, дошкольники в младшем возрасте испытывают стремление не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками и языком, проверить на прочность и т. д.
В старшем возрасте ребенок начинает задумываться о том, как и зачем образуются снежинки, как происходит замерзание воды, откуда берутся сосульки. Опыты и эксперименты, проводимые ребенком самостоятельно, позволяют ему создать естественно – научные представления о том или ином явлении, предмете; обобщить полученные знания, сопоставить их и сделать выводы о значимой ценности явлений для себя.
Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Методические рекомендации, способствующие эффективному развитию исследовательских умений и навыков у дошкольников:
- тщательный подбор материала для обучения, для исследовательской и экспериментальной деятельности, обусловленный возрастными, психологическими и индивидуальными возможностями дошкольников;
- создание положительной эмоциональной атмосферы при организации исследовательской деятельности, направленной на перспективу успеха каждого ребёнка, на предотвращение «страха ошибки»;
- интеграция работы по развитию исследовательских умений и навыков с различными образовательными областями (экология, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений и логического мышления) и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры, обучение, труд, творчество);
- активное включение детей в реальную практическую исследовательскую, экспериментальную, трудовую деятельность, в поиск решения проблемных ситуаций;
- регулярное проведение тренингов по развитию умений определять цель и этапы исследования, выдвигать гипотезы и прогнозы, формулировать выводы и вносить предложения;
- базирование исследовательской деятельности на природоведческом материале, на доступных объектах живой и неживой природы;
- активная совместная деятельность педагога с родителями, направленная на развитие исследовательских умений и навыков, поисковой активности не только у детей, но и у родителей;
- полноценное информирование родителей об особенностях исследовательского поведения детей на разных возрастных этапах, о важности исследовательской деятельности для развития ребёнка, о правильной организации исследовательской, экспериментальной деятельности, исследовательского поиска решения проблемы;
- обеспечение развивающей среды для детского экспериментирования и исследовательской деятельности и её постоянное развитие, обновление;
- использование личного примера;
- регулярная организация совместной деятельности детей и родителей: исследовательские проекты, творческие работы, конкурсы, выставки, праздники, экскурсии, «Дни открытых дверей» и др. ;
- девизом и для педагога, и для родителей должно стать изречение В. А. Сухомлинского «К ребёнку относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь».
Обучая других, обучаешься сам…
Известно, что умственная деятельность ученого, сделавшего открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней механике.
В случае с ученым главное – само новое знание.
Для обучающегося главное – исследовательский опыт.
Опыт творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребенка.
Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для этого нужно использовать не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях.
С детьми более старшего возраста необходимо организовать «мини-лаборатории», в которых собраны различные интересные предметы и постоянно дополняются новыми, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов.
Какие трудности могут возникнуть у педагога при организации исследовательской деятельности детей?
- большинство детей в ходе организованной исследовательской или экспериментальной деятельности проявляют интерес на начальных этапах исследования, а затем постепенно теряют заинтересованность и переключаются на другие виды деятельности;
- часто испытывают затруднения в применении практических навыков исследования, в оценке последствий своих действий;
- часть детей не могут обосновать свои ответы, сформулировать выводы, предположения, возникают проблемы в нахождении причинно-следственных связей;
- многие дети не могут определить цель и проблему того или иного исследования, не вносят предложения по его проведению, не видят решения проблемной ситуации.
Для того чтобы преодолеть эти трудности, нужно правильно организовывать исследовательскую деятельность.
Поэтому, прежде всего мы должны обратить свое внимание на развитие некоторых умений детей.
А сейчас я предлагаю вам вместе со мной выполнить несколько заданий.
1. «Учимся задавать вопросы»:
На экране «загадочный» предмет (например, барометр, песочные часы или магнит).
Задача - исследовать предмет и задать как можно больше вопросов, отражающих желание узнать об этом предмете как можно больше.
Примеры вопросов: Что это? На что это похоже? Чем оно отличается от других предметов? Где это можно применить? И т. п.
2. «Учимся выдвигать гипотезы»
На столе лежит конструктор «Макформерс». Также предложен Словарь гипотез (некоторые слова, которыми можно начать предположение. Например: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если и пр.)
Задача - исследовать конструктор, выявить его интересные стороны и ответить на вопрос: «Что бы произошло, если бы целый город был построен из этого материала?»
3 .«Учимся видеть проблемы»:
На экране картинка, на которой нарисована коробка, установленная на столе в странном положении.
Задача педагогов, рассмотрев картинку, сказать, есть ли в ней что-то, что удивляет. Педагоги должны увидеть «проблему», оценить ее последствия и предложить варианты ее решения (коробка в таком положении не может удержаться на столе).
Тем не менее, она стоит так, как стоит. За счет чего? Дети должны высказать предположения, а потом провести подтверждающие их эксперименты — установить коробку так, как показано на картинке.
Другая ситуация. Педагог показывает детям мяч и просит его описать. Затем говорит, что хочет положить мяч на гладкую, слегка наклонную поверхность. Можно ли это сделать? Почему нельзя? Но ведь должен быть какой-то выход из положения? Детям предлагается придумать выходы и провести эксперименты, подтверждающие их правоту.
4. «Учимся делать умозаключения или сделай выбор!»:
Участникам предложены картинки, которые им по очереди необходимо выложить в порядке предпочтений. Пусть каждый проделает это самостоятельно!
Задача педагогов (детей) сделать вывод на основе предложенных действий – что все участники сделали разные выборы и разложили картинки по- разному. Далее им необходимо на основе фиксации в таблице выяснить, какая картинка является самой предпочитаемой.
Варьируя вопросы и картинки, можно научить детей проводить подобные исследования. Тем более, что им это нравится. По крайней мере, этап опроса.
Можно предложить им провести похожее исследование дома и выяснить, какого домашнего любимца предпочли бы завести в их семье, если нужно было бы выбирать между собакой, кошкой и птичкой. Или между кошкой, черепахой и рыбками.
5. «Наблюдение»:
Задача, выяснить какие качества развиваются в детях в ходе исследовательской деятельности. Записать выделенные качества в таблицу.
В результате проведенной работы в процессе исследовательской деятельности мы отметили, что у детей развивается познавательная инициатива (любознательность, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, восприятие, мышление, речь в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений, повышается уровень познавательных способностей, идет расширение кругозора. А также у дошкольников развивается коммуникативные навыки.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы является работа с родителями. С этой целью проводятся родительские собрания, «круглые столы», мастер-классы, консультации (устные, стендовые, индивидуальные, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, а также с удовольствием продолжают исследования дома вместе с детьми.
Таким образом, мы пришли к выводу, что широкое использование исследовательской деятельности в образовательно-воспитательном процессе способствует развитию у дошкольников познавательного интереса, мышления, формирует элементы научного мировоззрения, помогает применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим.