Приложение МААМ

Выступление на педсовете с темой: «Развитие физических качеств детей средствами народных игр (старшая группа)» Шабалина Л. К.

Лариса Шабалина
Выступление на педсовете с темой: «Развитие физических качеств детей средствами народных игр (старшая группа)» Шабалина Л. К.
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр

Народные игры имеют широкий спектр воздействия на ребенка дошкольного возраста: на его социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. В контексте темы исследования раскроем возможности использования народных игр в развитии физических качеств старшего дошкольника.

Публикация «Выступление на педсовете с темой: „Развитие физических качеств детей средствами народных игр (старшая группа)“ Шабалина Л, К,» размещена в разделах

Развитию физических качеств - силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости - у детей дошкольного возраста посвящены работы Л. В. Былеевой и И. М. Короткова, Е. Н. Вавиловой, А. Г. Васильева и Я. И. Ткаленко, М. Ф. Литвиновой, Н. А. Ноткиной, А. А. Ругиной, Э. Я. Степаненковой, Е. А. Тимофеевой и др. Исследователи отмечают, что педагогическая работа по развитию физических качеств наиболее эффективно осуществляется на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Народные игры издревле используются для развития физических качеств детей.

На основе общепринятого в современной дошкольной педагогике подхода к классификации народных игр в отдельную категорию выделяются подвижные народные игры, которые в свою очередь классифицируются по разным основаниям: по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности); по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.); по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Развитию быстроты детей старшего дошкольного возраста способствуют народные подвижные игры «Мы веселые ребята», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Ловишка, бери ленту», «Ключи», «Горелки», «Два мороза», «Третий лишний» ( варианты: «Волк без логова», «Заяц без логова») и др. Так, в играх с бегом (на 30 м, метанием (на дальность) у ребенка развиваются быстрота движений и умение проявлять быструю силу - сочетать быстрое выполнение движения с концентрацией нервно-мышечного усилия, т. е. проявлять скоростно-силовые качества. Выполняя задания на скорость по сигналу, ребенок может самостоятельно изменять характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.). Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро воспринять направление и скорость движущегося предмета («ловишки») с учетом расстояния и времени его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и содействует их совершенствованию, а также некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все это позволяет ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке.

В играх с бегом («Ловишка, бери ленту», «Ловишка с мячом», «Жмурки», где имеет место бег с увертыванием, развиваются быстрота, сила, ловкость. Детей старшего дошкольного возраста важно научить осознанно воспринимать двигательную задачу, определять, когда игра требует быстрой перебежки, а когда увертывания от водящего, сразу ли необходимы интенсивные движения или можно поберечь силы для кульминационного момента. Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции.

Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх: ребенок должен проявлять быструю сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться между предметами, инициативу при неожиданных изменениях ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок. Подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию движения и внимания. Этому способствуют игры «Ловись, рыбка!», «Запрещённое движение», «Корзина с фруктами», «Тропинка», «Воздушная тревога!», «Тяни-толкай», «Не задень», «Через болото», «Горячая картошка», «Мышеловка». Игры, относящиеся к «школе мяча» : «Народный мяч», «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало».

В народных играх, например в игре «Сделай фигуру», развивается гибкость. В игре «Наседка и цыплята» также совершенствуются показатели гибкости. Детям («цыплятам») предлагается выйти во двор, выполнив подлезание под шнуром, натянутым на высоте 50-60см. Воспитатель помогает детям лучше осознать способ действия: «Как подлезают цыплята, когда в заборе большое отверстие? Помогают ли они себе крыльями?». Чтобы повысить ответственность за качество подлезания, вводится дополнительное правило: цыпленок, который при подлезании заденет забор, возвращается во двор и ждет остальных детей. А так как самое интересное в игре впереди, то дети обычно стараются подлезть, не задев забор, тем самым упражняются в технике подлезания на ступнях без рук, совершенствуя качественные показатели и гибкость в новых условиях.

Игры на развитие выносливости : «Зайцы и волк», «Волк во рву», «Удочка», «Охотники и зайцы», «Ловишки с мячом» и др.

Игры на развитие силы : «Мячик кверху», «Свечи ставить», «Зевака», «Снежки» и др.

В народных подвижных играх происходит совершенствование уже освоенных детьми двигательных навыков и развитие физических качеств : выносливости, силы, ловкости, быстроты, гибкости. При организации подвижных игр учитывается степень освоенности основных двигательных навыков детьми. Например, нельзя вводить игры с элементами прыжков («Лягушка и цапля», «Волк во рву» и др., прежде, чем техника выполнения прыжков в длину с разбега не отработана на занятиях по физической культуре : пока дети в прыжках с разбега не научатся останавливаться и не замедлять разбега перед препятствием, сильно отталкиваться одной ногой и мягко приземляться на обе ноги. Лишь когда такое умение освоено, то можно переходить к играм, основным элементом которых являются прыжки с разбега. Такие игры не только помогут закреплению навыка прыжка, но и будут способствовать развитию координации движений, быстроте и ловкости.

Двигательная активность и двигательная одаренность ребенка, приобретенные им в подвижных играх умения и физические качества определяют не только его физическую подготовленность, но и социальное место, которое он способен занять в детском коллективе.

Развитие физических качеств старших дошкольников средствами народной подвижной игры во многом определяется качеством организации и методики руководства играми со стороны воспитателя. Руководство подвижными играми старших дошкольников, по мнению Н. С. Ширяевой, имеет свою специфику в связи с тем, что у детей 5-7 лет возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Е. А. Тимофеева считает, что старшим дошкольникам уже доступны многие элементы и простейшие правила игры. У детей 5 - 7 лет все большее место начинают занимать игры, в которых результат зависит от взаимодействия нескольких играющих и их действий в соответствии с правилами. Это несложные игры-эстафеты, в которых ребенок заинтересован не только в своих личных результатах, но и в результатах всей команды, как, например, в русских народных играх «Горелки» или «Чье звено скорее соберется».

Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Позиция воспитателя заключается в помощи ребенку закрепить развивающиеся физические качеств.

Организация русских народных подвижных игр определяется в зависимости от совокупности следующих факторов:

1. Соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового. Так, для старших дошкольников надо подбирать игры со сложными действиями и правилами, например: «Горелки», «Цапки».

2. Сезонность. Русские народные игры хорошо организовывать именно в то время года, о котором в них говорится.

3. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении и вне его. Дошкольники приучаются управлять своими движениями в различной обстановке, учатся ловко пробегать между деревьями, проходить по узкой тропинке, взбираться на пеньки, сходить с них, перешагивать невысокие препятствия. Двигательный опыт детей обогащается, совершенствуются все физические качества.

3. Место игры в режиме дня. Русские народные подвижные игры могут проводиться в разные отрезки времени пребывания детей в дошкольной образовательной организации: до завтрака (5-40 минут, между завтраком и занятиями (5-7 минут, на открытом воздухе (1 час - 1 час 30 минут, после дневного сна (20-40 минут).

4. Сочетание игр с другими видами детской деятельности. Народные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. Нецелесообразна активная двигательная деятельность сразу после завтрака. Перед занятием можно организовать народную игру средней подвижности.

При подборе игр учитываются предшествующие виды деятельности. Так, после ОД по родному языку, рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после ОД, потребовашей от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры.

Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть ДО музыкальной и физкультурной направленности. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. На утренней прогулке после ОД проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы.

На прогулке могут иметь место игры большой подвижности, при этом важно соблюдать правило: не проводить игры подобного типа в конце прогулки.

В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.

Народные подвижные игры обязательно включаются в ОД по физическому развитию. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно, снова возвратиться к первой игре.

В ОД по физической культуре для дошкольников могут быть включены две игры. Одна, более подвижная - в основную часть, вторая, более спокойная - в заключительную часть занятия; цель последней - успокоить детей, снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части.

5. Количество участников игры. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов.

6. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, юла, каталка, свистулька, скакалки, флажки и тому подобное. Весь материал должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве. В подготовке и уборке инвентаря для народных игр могут участвовать дети старшего дошкольного возраста.

Организация и проведение народной игры осуществляется в соответствии с требованиями методики руководства подвижными играми детей и включает в себя : сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.

При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно.

Объяснение игры – это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным.

Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие. Л. В. Былеева, И. М. Коротков отмечают, что подвижные игры старших дошкольников усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3-4, роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты. В старшем дошкольном возрасте при выборе водящего можно спросить детей : «Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого сильного? Самого ловкого? Или того, кто умеет правильно ловить, кто ни разу не попался?» и т. д.

Старшие дошкольники любят и умеют играть. Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку.

Взрослый руководит игрой, наблюдая за ней со стороны, но иногда участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих, делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры. Воспитатель должен связывать конечный результат с действиями детей в ходе игры и проявлениями силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости: в одних случаях выигравшим считается тот, кто прибежал первым (хватило сил бежать быстро, а в других - кто смог увернуться и не попался ловишке (был ловким, увертливым).

По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию, но можно: увеличить дозировку (повторность и общую продолжительность игры); усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по площадке (ловишку поставить не сбоку, а в середину); сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); провести игру в нестандартных условиях (на берегу реки, на лесной поляне, в парке); усложнить правила старшей группе пойманных игроков можно выручать). К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

Таким образом, развитие физических качеств старших дошкольников осуществляется средствами народных игр подвижного характера, которые организуются в разные режимные моменты и включаются в разные виды детской деятельности. Развитие физических качеств старших дошкольников средствами народной подвижной игры во многом определяется требованиями организации и методики руководства народными играми со стороны воспитателя. Опубликовано 11.2017

Публикации по теме:

Развитие физических качеств и оздоровление организма посредством совершенствования навыка лыжной ходьбы Государственное бюджетное учреждение Ненецкого автономного округа «Ненецкий региональный центр развития образования» Целостное.

Описание опыта «Развитие физических качеств старших дошкольников в процессе организации подвижных игр и эстафет» Описание опыта педагогической деятельности: «Развитие физических качеств старших дошкольников в процессе организации подвижных игр и эстафет.

Отчет по самообразованию за 2016–2017 год «Развитие физических качеств детей раннего возраста по средствам подвижных игр» Моей темой по самообразованию является "Развитие физических качеств детей раннего возраста по средствам подвижных игр". Как известно игра.

Праздник народных игр «Давайте поиграем» старшая группа Дети проходят в зал и садятся Скоморох: Заходите, ребятишки. Здравствуйте, детишки. Девчонки и мальчишки Спасибо, что мимо не прошли..

Проект по развитию физических качеств детей посредством физического воспитания с использованием русского фольклора Проект развитие физических качеств детей посредством физического воспитания используя русский фольклор «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:.

Проект «Развитие физических качеств у детей» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ инструктора по физическому воспитанию Салдимировой Марины Геральдовны по теме: «Развитие физических качеств у детей.

Развитие физических качеств у дошкольников Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования. Дошкольное.

Воспитание физических качеств дошкольников в системе народных подвижных игр Процесс воспитания создает условия сохранения и развития народной культуры, в частности, внедрение и применение народных подвижных игр в.

Выступление на педсовете «Развитие мелкой моторики рук дошкольников» «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности» подготовила Сафиулина.

Выступление на педсовете «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ» Выступление на педсовете «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ»Приоритетным направлением деятельности ДОУ является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педсовете с темой: «Развитие физических качеств детей средствами народных игр (старшая группа)» Шабалина Л. К.
Опубликовано: 8 октября 2017 в 15:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на педсовете с темой: «Развитие физических качеств детей средствами народных игр (старшая группа)» Шабалина Л. К.» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Шабалина (УИ 1292152) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД