Хисматуллина Марьям Хайбулловна
Особенности построения предметно-развивающей среды в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности построения предметно-развивающей среды в группе
В соответствии с требованиями ФГОС и рассмотренными принципами в нашей группе была создана следующая ПРС.
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольные виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовят костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Публикация «Особенности построения предметно-развивающей среды в группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2023
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Нами подобраны и размещены в нем растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. В природном уголке также размещены детские поделки из природного материала, экспонаты природы, гармонично представленные на полках. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить наблюдения, простые опыты и занятия. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторные оборудования, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, алгоритмы проведения опытов.
Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые ручки». Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон находятся в шкафу. Здесь есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла, и настенного панно, выполненное детьми коллективно.
Центр конструктивной деятельности. Это центр хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре или на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).
Центр активности (Центр сюжетно-ролевых игр). Основной вид деятельности детей – игровой. В нашем центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Игрушки-персонажи, коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды и т. д. В группе есть контейнеры для сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Ателье», «Почта», «Юный журналист», «Школа». В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры в «Больницу» в наличии имеются халаты и медицинские приборы, разные пузыречки и коробочки от таблеток. Для центра ПДД – различные машины, дорожные знаки. Для уголка «Ателье» - швейная машинка, образцы ткани, пуговицы, альбом с моделями одежды. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть.
Центр по речевому развитию. В этом уголке книжки, литературные игры, викторины, сюжетные картинки, книжки малютки, сделанные самими детьми. Есть «Книжкина мастерская». Так как развитие активной речи является основной задачи развития детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, загадки, пословиц и разные дидактические игры. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому у нас здесь много книг по программе.
Центр физического развития. Этот центр пользуется популярностью у детей, поскольку увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. д. В этом центре имеются различные оборудования: мячи, обручи, мешочки, набитые песком, флажки, ленточки, гимнастические палки, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, картотеки («Подвижные игры», «Физкультурные занятия», «Утренние гимнастики»).
Центр ПДД. Этот центр интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка полицейского, жезл регулировщика. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Созданная нами развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности и творчества.