Светлана Алексейкина
Общение ребенка и воспитателя в современном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Общение ребенка и воспитателя в современном детском саду
По признанию специалистов всего мира, период от рождения до поступления в школу, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, он обеспечивает именно общее развитие. Благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности - игре, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности, речевом общении, происходит реализация специфических возрастных возможностей психического развития.
Публикация «Общение ребенка и воспитателя в современном детском саду» размещена в разделах
В общении с детьми я придерживаюсь принципа: «Не рядом и не над, а вместе». Эта модель общения является лично - ориентированной. Она позволяет содействовать становлению ребенка – дошкольника, как личности, что предполагает решение следующих задач:
- развитие индивидуальности ребенка, формирование начал личности.
- развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования:
Для нашего детского сада, знания, умения, навыки, которыми овладевают дошкольники, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка. Тактика нашего общения с воспитанниками - сотрудничество. На ребенка при этом я смотрю как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Личностно - ориентированная модель общения воспитателя с ребенком помогает приобщить малыша к миру человеческих ценностей.
Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса в дошкольном учреждении, основная черта которой - психологически бережное отношение к личности ребенка, уважение в нем человека, имеющего право на личную жизнь. Поэтому я стараюсь как можно реже прерывать деятельность детей и мешать ей. При этом я продумываю стиль и модель общения с детьми в зависимости от поставленных задач. Выбор содержания деятельности определяется их уровнем развития и основывается на желании детей.
Общаясь с ребенком, я придерживаюсь правил:
- называть свои правила и требования против воли детей - это насилие, даже если намерения педагога положительны;
- ребенок мне ничего не должен. Это я обязана помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным;
- тихий, застенчивый ребенок нуждается в моей профессиональной помощи так же, как и отъявленный драчун;
- в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;
- благополучная социальная ситуация развития - это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.
Педагогический процесс базируется на двух составляющих: планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы (стратегия педагогического процесса, и своеобразной педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса). С целью охраны физического и психического здоровья детей я поддерживаю компоненты жизнедеятельности в детском саду, осуществляю привычные для дошкольников ритуалы. Это режимные моменты (сон, питание, прогулка, систематические занятия, утренняя гимнастика и т. п. Наряду с этим вношу в повседневную жизнь детей элементы сюрпризности, с тем, чтобы разнообразить ее, сделать интересной.
Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, я придерживаюсь определенных правил. Нужно помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение должно быть организованно таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремления узнать новое, научиться новому. Знать, что, только имея с ребенком контакт, можно его чему-то научить.
Таким образом, без грамотно построенного процесса обучения, при котором сохраняются самобытность и специфика дошкольного детства, невозможно всестороннее развитие дошкольника. Такой процесс предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значение слову «занятие»- заниматься с ребенком чем-то интересным и полезным для его развития, но не в форме школьного урока. Основа обучения - разнообразная деятельность детей. Программное содержание занятий должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка. Такое обучение является личностно ориентированным. Таким образом, весь образовательный процесс я нацеливаю на развитие личности каждого ребенка.
Мои наблюдения показывают, что после двух месяцев функционирования вновь созданной среды её необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами. Примерно один раз в два месяца часть материала заменяю. В группе созданы «маленькие зоны», где дети без помех занимаются и подвижными, и спокойными видами деятельности. Это места для занятий и художественным творчеством, и рассматривания и чтения книг; зона для конструирования, лепки, предметно-практической деятельности; строительная площадка, детская квартира и т. д. И, конечно же, основной вид деятельности игра. Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.
Таким образом, передо мной встают следующие задачи: создание условий для возникновения и развития самодеятельных игр детей, обогащающих их жизненный опыт, игровую культуру; содействие обогащению содержания самодеятельных игр; содействие возникновению в игре дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам; предоставление детям возможности самостоятельно определять содержание самодеятельных игр, поддерживая при этом нравственные и познавательные ценные сюжетные линии; развитие у детей способности к творчеству в игре, произвольности поведения; создание развивающей предметно-игровой среды для самостоятельных игр, предоставление для игры удобного времени и места.
В общении воспитателя с ребёнком огромную роль играет речь. Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознано обращаться к слову, формирующим потребность быть понятым сначала взрослым, а потом сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с детьми.
На занятиях и в каждодневном общении моя речь выступает фактором развития речи детей. Она должна быть эталоном для детей и оцениваться с трех сторон: содержательностью (о чем и сколько говорю, что сообщаю детям); безупречная правильность формы (как говорю); возрастная и педагогическая направленность (умение говорить с дошколятами, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым- родителям, коллегам). В течении дня, я продумываю наиболее целесообразные модели общения; каждое обращение к детям должно соответствовать правилам общей культуры; нельзя на детей переносить свое плохое настроение, ходить с недовольным лицом (улыбка, доброжелательность, явное желание выслушать ребенка, иногда серьезность и озабоченность - вот на чем основывается выражение лица); в течении дня не забывать приласкать каждого ребёнка, каждого встретить ласковым словом и улыбкой и так же проводить вечером домой; предпочтительным должен стать партнерский стиль.
Ещё одна неотъемлемая часть взаимоотношений педагога и ребёнка, это культурно- досуговые праздничные традиции. Они играют важную роль в создании благоприятной психологической среды для дошкольников. Виды культурно - досуговой деятельности многообразны, их можно классифицировать следующим образом; праздники, развлечения, творчество (коллективные творческие дела). Я считаю, что главное в работе педагога, на современном этапе - это правильное общение воспитателя с ребёнком, от этого зависит благоприятный психологический климат в группе, а значит и комфортное пребывание в детском саду. Работа с родителями ведётся систематически и индивидуально. Родители с удовольствием и активно участвуют в жизни группы.
В заключение своего выступления, хочу провести с Вами мастер-класс «Одуванчик», который может быть полезен в работе педагога и может быть использован в качестве творческого занятия с детьми в ДОУ.