Светлана Евсеенкова
Использование проектного метода в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» муниципального образования – Ершичский район Смоленской области
с. Ершичи, Ершичский район
Выступление на педсовете
«Использование проектного метода в развитии речи детей дошкольного возраста»
Воспитатель Евсеенкова С. В.
с. Ершичи 2021г
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
Публикация «Использование проектного метода в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский.
С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.
В речи детей существует множество проблем:
• Односложная речь, неспособность построить распространенное предложение;
• Бедность речи, недостаточный словарный запас;
• Трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ);
• Отсутствие навыков культурной речи;
Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста. Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
• Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.
• Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.
• Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.
• Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме, или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Где можно использовать мнемотаблицы?
- Обогащение словарного запаса;
- Обучение пересказу;
- Составление рассказов;
- Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
- Отгадывание загадок;
Цель моей деятельности:
развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники.
Задачи моей педагогической деятельности:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, загадки по мнемотаблице.
3. Создать условия для развития связной речи :
- Разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники
- Создать наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники
4. Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.
Моя работа проходила в несколько этапов:
1 этап – начальный (констатирующий)
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, изучение научно- педагогической литературы, изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети интернет, диагностики речи детей.
А также с организации предметно-развивающей среды в группе - центра речевого развития :
- подбор дидактических игр для активизации словаря, формирования грамматического строя речи;
- изготовление дидактических пособий
- подбор дидактического материала - мнемотаблицы для работы по развитию связной речи,
- изготовление дидактического материала – моделей сказок,
2этап – основной (формирующий)
Формирования связной речи посредством мнемотехники у детей дошкольного возраста, открытый показ занятия для педагогов ДОУ,
доступная развивающая среда.
3 этап – заключительный
Оценка результатов работы, представлена системой работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники.
Новизна состоит в комбинировании традиционных и современных методик и технологий по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Результативность
Результат проведенной работы следующий:
1 Разработана и включена в образовательный процесс система приемов мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
2 Разработано дидактическое обеспечение.
У воспитанников наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, повысилась познавательная активность детей.
Вышеизложенная система работы, основанная на применении развивающих технологий, способствует развитию словесно-логического мышления, умственных способностей, дает «пищу» для тренировки внимания, памяти, воображения детей. На основании данных показателей можно сделать вывод о моделировании, как эффективном средстве всестороннего воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Проанализировав результаты своей работы, наметила для себя перспективу:
- продолжить изучение новых технологий;
-изучить опыт других педагогов и внедрить в практику работы специфику обучения связной речи детей;
-распространение личного опыта
Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям. Это свидетельствует о том, что использование модели в речевой работе с детьми может стать увлекательным средством познания, а в дальнейшем творческим, увлекательным процессом обучения.
Список литературы:
• Федеральный государственный образовательный стандарт до
• Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
• Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»
• О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»
• Т. В. Большова «Учимся по сказке.» «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.»
• Л. В. Омельченко «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи»
• A.M. Бородич «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
• Л. А. Пашковская «Педагогическая технология развития связной речи дошкольников с использованием моделирования»
• Т. Б. Филичева «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.»
• М. М. Алексеева, О. С. Ушакова «Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях», «Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста»