Никитина Лариса
Предметно-развивающая среда как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педчасе
Предметно-развивающая среда как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Педагогические характеристики построения развивающей предметно-пространственной среды :
комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;
Публикация «Предметно-развивающая среда как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад;
учет всех направлений развития ребенка;
разнообразие сред, их рациональное сочетание;
обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности,экспериментирования;
доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
создание условий для изменения, дизайна окружающей среды.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметнаясреда должна обеспечивать и гарантировать:
-охрану и укрепление физического и психического здоровья иэмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к ихчеловеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать иподдерживать положительную самооценку, в том числе и привзаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в
собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного потенциалапространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов,оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста всоответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны иукрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков ихразвития;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных
целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числеограниченные) возможности здоровья.
Анализируя развивающую предметную среду в дошкольной образовательной организации, мы приходим к выводу о том, что она должна быть комфортной, уютной, рационально организованной, наполненной разными сенсорными материалами – раздражителями, а также игровыми материалами. В исследованиях С. Л. Новосёловой, можно отметить определение развивающей среды, а именно «предметно – развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» .
По нашему мнению, учитывая данное определение, предметы, окружающие воспитанников, должны быть разнообразными (имеется в виду, наличие всевозможного игрового и дидактического материала, доступными, т. е. расположены в поле зрения ребенка и обеспечивать индивидуальный комфорт и психологическую защищенность. Нами были рассмотрены также и особенности развивающей предметно – пространственной среды.
В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) отмечены особенности общей организации образовательного пространства. Создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды является важнейшим условием реализации программы «От рождения до школы». Вариативность среды, состоящей из различных площадок (мастерских, художественных студий, библиотечек и т. п.) является особенностью среды для развития самостоятельности дошкольников, выбора деятельности по собственному желанию. Особенностью организации предметно – пространственной среды для развития игровой деятельности является среда, стимулирующая детскую активность, обновляющаяся в соответствии с текущими интересами и инициативой дошкольников. Природа и ближайшее окружение – важные элементы среды для исследования, содержащее множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной деятельности воспитателей и детей. Именно ближайшее окружение воспитанников дает возможность для реализации проектной деятельности. Развивающая предметно – пространственная среда ребенка в ДО – это не только наличие различных тематических зон, благодаря которым происходит процесс подготовки ребенка к дальнейшему обучению уже в школе, но и своего рода среда обитания ребенка, где он находится большую часть своего времени и в которой он имеет возможность реализовывать свои интересы. РППС предполагает собой создание условий для творческой деятельности детей через свои свойства и содержание, а также служит поставленным целям актуального физического и психического развития ребенка, обеспечивает зону его ближайшего и перспективного развития.
В итоге, можно сказать, что окружающую среду можно назвать развивающей в том случае, если она способствует освоению ребенком генетических задач возраста, таких как освоение человеческого образа жизни и вхождение в социальную действительность. При этом за основу берется ее эстетическая и содержательная стороны.
Таким образом, развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе становления личности ребенка, а также способствует раннему проявлению разносторонних способностей, побуждает ребенка проявлять активность и инициативу. Современные исследователи (О. В. Артомонова, Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова, В. А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для личностно – ориентированного взаимодействия в предметно – пространственной среде ДО. Сохранение психологического и физического здоровья, поддержка индивидуальности, внимание к личности каждого дошкольника – важнейшие задачи современной педагогики. Для развивающей среды, в которой достигаются эмоциональное благополучие и психологический комфорт в процессе взаимодействия детей с взрослыми, характерно следующее:
возможность выбора деятельности; отсутствие беспричинных и необоснованных запретов;
отсутствие психологического давления со стороны взрослых;
продумана целостная и последовательная система правил взаимодействия и требований.
Таким образом, необходимым условием успешного сенсорного развития детей младшего возрастаявляется целенаправленная организация предметно-развивающей среды. В процессе анализа психолого-педагогической литературы понятие «сенсорное развитие» было определено как развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Ученые подчеркивают роль перцептивных действий в развитии восприятия целостного образа предметов. Только в деятельности формируются нужные системы связей, развиваются новые свойства нервных процессов. Все это подтверждает необходимость специального обучения сенсорным действиям, педагогического руководства сенсорным развитием.
Младший возраст рассматривается как особая ступень сенсорного развития, ведущим новообразованием которой является формирование перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов. В этом возрасте возникаютпредставления о свойствах предметов, причем освоение свойств определяется их значимостью в практической деятельности. К трехлетнему возрасту у ребенка складывается
новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее –зрительное соотнесение предметов.
Рассматривая педагогические условия сенсорного развития детей младшего возраста, исследователи называют обеспечение разнообразных воздействий, организующих зрительное и слуховое восприятие, поэтапностьсенсорного развития, необходимость проведения специально направленных занятий, дидактических упражнений, организация индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей. Особое значение придается проведению дидактических игр и организации предметно-развивающей среды.
Дидактические игры могут использоваться на занятиях и в свободной деятельности, в режимных моментах. Они помогают решать все задачи сенсорного развития детей : развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Кроме того, дидактическиеигры – это возможность использования детьми полученного сенсорного опыта и средство контроля уровня сенсорного развития. Учеными разработаны многие дидактические пособия, игры, игрушки, которыми должна быть оборудована группа детей младшего возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богомолова М. И. Сенсорное развитие детей в педагогической системе Марии Монтессори / М. И. Богомолова; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Ульяновск : Вектор-С, 2008. - 195 с.
2. БондаренкоА. К. Дидактические игры в детском саду. /А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2011.-160 с.
3. Бабиева Н. С. Сенсорное развитие : вариативность современных подходов /Н. С. Бабиева /А. Н. Гришина, Ю. С. Плохова, Е. М. Терешина, Е. Д. Щелкунова //Перспективы науки. – 2016. – № 2 (77). – С. 64-67.
4. Басырова Е. С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е. С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2 (53). – С. 30-32
5. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Е. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 2013.- 144 с.
6. Веракса Н. Е. От рождения до школы [Электронный ресурс] / Н. Е. Веракса и др. // Примерная основная образовательная программа дошкольного образования – М. : Мозаика-Синтез, 2014.