Людмила Моисеева
Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, поэтому на современном этапе проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной. В свою очередь, на семью и дошкольное учреждение возлагается особая ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2024
Основной целью в соответствии с ФГОС ДО является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста их позитивная социализация, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одной из готовых задач нашего детского сада является задача обеспечить позитивную социализацию дошкольников поддержку детской инициативы и творчества путём создания развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Одним из условий решения поставленных задач является обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДО, необходимо руководствоваться принципами в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:
• насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы);
• трансформируемости (возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации);
• полифункциональности (возможность разнообразного использования);
• вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала);
• доступности (свободный доступ к игровым пособиям);
• безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДО, ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться текущей темой периода, содержанием образовательной деятельности в данной образовательной области и возрастной категорией детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в четырех направлениях: игровая деятельность, патриотическое воспитание, формирование основ безопасности, трудовое воспитание.
Игра, в свете ФГОС ДО, выступает как форма социализации ребёнка - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. Развитие игровой деятельности детей происходит с целью освоения различных социальных ролей.
У нас в группе оборудованы центры сюжетно-ролевых игр, в которых сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм, таким как:
- «Больница», «Магазин», «Дом, семья»
- «Игры с транспортом»
- «Игры в животных и с игрушечными животными»
- «Дизайн студия Солнышко»,
- «Театрализованная деятельность»
- «Наша Родина Россия»
- «Конструктивная зона»
- «ПДД и ОБЖ»
- «Салон красоты», «Ряжение»
- Центр книги «Наши умные друзья»
- Центр физической активности «Здоровячок» и др.
- «Хочу все знать!»
- «Юный финансист»
Игра ребенка «запускается» от предметной среды, поэтому воспитатель должен быть более изобретательным, проявлять фантазию, чтобы увлечь дошкольника новой созданной взрослым игровой ситуацией, которая вдохновит ребенка на самостоятельную игру. Ввод воспитателем дополнительных атрибутов, использование по-новому одной и той же предметной среды разнообразит игру, вносит в нее творческое начало. Так, например, обыкновенная лента, может неожиданно «превратиться в речку», через которую надо перепрыгнуть. А голубое полотно, станет небом с облаками, под которыми можно побегать.
Одним из важнейших направлений социально-коммуникативного развития является патриотическое воспитание.
Важную роль для того чтобы вернуться к лучшим традициям нашего народа, играет создание в группе патриотического уголка. Он у нас «занял» центральную часть группы.
Патриотический уголок помогает познакомить детей с историей и достопримечательностями родного города, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными традициями и даже «Правами ребенка». Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.
В патриотическом уголке подобрана литература по данной тематике, глобус, альбомы с народными костюмами, иллюстрационный материал: «Любимый Иркутск – середина земли», «Наш город в прошлом и настоящем», «Москва – столица нашей Родины».
Для формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, расширения представлений дошкольников, что безопасность зависит от них сами, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, от умения предвидеть и избежать возможную опасность, в группе имеются:
- макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать логические задачи различной сложности по безопасности дорожного движения;
- набор дорожных знаков, макеты светофоров;
- атрибуты инспектора ДПС (жезлы, жилеты);
- набор транспортных средств;
- иллюстрации с изображением разных транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;
- плакаты, папки-передвижки по безопасности поведения на улице и в быту;
- дидактические игры по ПДД, ОБЖ;
- центр пожарной безопасности с макетами, плакатами, папками-передвижками по теме.
Все это помогает нам стимулировать развитие у дошкольников самостоятельность и ответственность. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Труд рассматривается как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу.
Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Поэтому для вовлечения детей желательна использовать персонажей из сказок и мультфильмов, дидактические куклы.
Для этого в группе имеются уголки дежурных. Дети помогают сервировать столы, используя схемы сервировки. В уголке природы имеется все необходимое для ухода за растениями. Дошкольники активно помогают в поливе цветов, опрыскивании листвы, рыхлении почвы, пересадке.
Таким образом, создавая развивающую предметно - пространственную среду по социально-коммуникативному развитию любой возрастной группы в ДО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, ведущую роль игровой деятельности, а также психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Важно, что предметная среда образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Работу по обогащению развивающей предметно пространственной среды будет продолжена. Среда будет изменяться и дополнятся в соответствии с возрастом детей.
Перед началом учебного года в нашей ДОО прошел конкурс-смотр «Готовность групп к новому учебному году 2023-24», который показал, что педагоги ответственно подходят к созданию РППС в своих группах, привлекают родителей к участию в оформлении, проводят для них консультации, используют продукты детского творчества и т. д.