МААМ-картинки

Развитие речи воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста посредством игровой деятельности

Зоя Сергеевна
Развитие речи воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Развитие речи воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста посредством игровой деятельности»

Подготовила учитель-логопед: ГолеваЗ. С.

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Публикация «Развитие речи воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах

Речь детей наиболее эффективно развивается и совершенствуется в игре.

Работа над развитием речи включает следующее :

1. пополнение словаря;

2. усвоение грамматического строя;

3. обучение рассказыванию;

4. выработка правильного произношения звуков.

Развитию речедвигательного аппарата, его гибкости, чёткости я уделяю особое внимание.

Ребёнок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объём движений развивается у ребёнка постепенно. Я постоянно выполняю с детьми артикуляционную гимнастику. Например, игровое упражнение «Лягушки улыбаются» Цель: выработать умение делать оскал зубов, необходимый для произнесения звука [ c ] .

Дети сидят перед зеркалом. Взрослый произносит стихотворение, а дети выполняют движение.

«Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них как блюдца».

Применяю различные игры и упражнения для развития движений языка, губ, нижней челюсти.

Например, «Остановите лошадку» - произнести «Тпру»; «Иголочка» - дотронуться кончиком языка до внутренней поверхности щек; «Ворота открыты» - широко открывать и закрывать рот.

Часто использую и другие игровые упражнения «Хоботок», «Лопаточка», «Чищу зубы», «Лошадка» и другие.

В дошкольном возрасте продолжается работа для совершенствования движений пальцев рук. Применяю игры, как с речевым сопровождением, так и без него.

Пальчиковая гимнастика усложняется. Упражнения для развития тонких движений пальцев проводятся самостоятельно по подражанию.

С помощью этих игровых упражнений происходит тренировка сгибательных и разгибательных мышц пальцев, развитие слухового внимания, воспитание умения выполнять действие по речевой инструкции

Например, «Оса», «Замок», «Листочки» и другие.

В. А. Сухомлинский считал, что «от пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли». То есть, развивая пальчики ребёнка, мы развиваем мышление и речь.

Немаловажную роль для развития произносительной стороны речи играет правильная постановка дыхания.

Речевое дыхание отличается большей длительностью на выдохе, поэтому нужно детей обучать длительному плавному выдоху. Лучше это делать с использованием игрушек: вертушек, надувных шариков и другое.

Для одновременной отработки речевого дыхания и произношения гласных звуков применяются следующие игровые приемы :

Скажи как

малыш плачет –а-а-а.

мышонок смеется –и-и-и и др.

Помогают усвоению словаря подвижные игры с речевым сопровождением. С помощью таких игр развивается также слуховое внимание, понимание речи, общая моторика, координация движений.

Кроме того, устанавливаются добрые отношения между взрослым и малышами.

Подготовка помещения или площадки, подбор соответствующего оборудования, пособий являются необходимыми условиями для правильной организации подвижных игр.

При проведении сюжетных подвижных игр с малышами для ребенка, выполняющего ответственную роль (кота, медведя, волка и так далее) водящего, можно использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности персонажей.

Уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Дети приучаются согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Например, игры «Пузырь», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит» и др.

Очень хороший развивающий эффект дают настольно – печатные игры. Для расширения словарного запаса применяю различные лото (например, «Зоологическое лото», «Транспорт» и др., домино, парные картинки.

Играя с различными предметами, игрушками, природным материалом, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов, что очень важно для развития отвлечённого логического мышления и речи.

В словесных играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного произношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

Для того, чтобы дети усвоили основные словообразовательные модели языка, провожу игры типа «Карлики и великаны» (различение значений увеличительных и уменьшительных суффиксов); «Длинный, короткий, широкий, узкий» (закрепление умения согласовывать прилагательные и существительными в роде); «Что перепутал художник» (закрепление связи между конкретным предметом и характерным для него цветом); «Собери пары» (закрепление формы творительного падежа существительных, и другие.

Дети должны научиться произвольно менять силу голоса (говорить «тоненьким» голоском, грубым голосом, уметь передавать голосом чувства и вопросительную интонацию. Упражняться лучше всего на материале русских народных сказок. Такие ролевые игры полезны, так как развивают воображение, речь, воспитывают умение играть дружно.

В этом возрасте дети могут с удовольствием разыграть хорошо знакомую сказку. «Такие игры – мощный стимул к развитию речи и вообще психического здоровья ребенка».

Мне очень понравились слова Е. И. Тихеевой: «Самодеятельность лучше всего свидетельствует, что то или другое знание или мысль ребёнком усвоены… Он научается понимать то или другое лицо героя, животное, переживая в воображении их жизнь, подражая им. Благодаря этой творческой подражательной способности детей прежде всего развивается речь, рождается потребность словом передать вызванные ими чувства и переживания».

Драматизации подлежат любые сказки. Инициатива по выбору сказки чаще идет от ребенка. Но если ребенок не проявляет инициативы, то ему предлагается на выбор несколько сказок. Это могут быть такие сказки: «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Теремок» и другие. Главное понимать: каждой сказке – свой возраст.

Я считаю, что игры для педагога – дело серьезное и ответственное. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо и пробуждать к усвоению нового.

Дети очень любят играть в игры «Доктор», «Парикмахер», «Магазин» и др.

Играя с телефоном, ребенок развивает диалогическую речь.

Для закрепления звуков я предлагаю пользоваться умением детей легко запоминать стихи. Использую стихи С. Маршака, А. Барто, Н. Чуковского и других поэтов.

Можно поиграть с ребенком в игру «Доскажи словечко», когда надо досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении.

Например,

«Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу

Будь попрочнее старый таз

Длиннее был бы мой … (рассказ)» С. Я. Маршак

Говорить то тихо, то громко я учу в играх: «Испорченный телефон», «Эхо» и другие.

Для развития связной речи я учу детей рассказывать по картинке или серии картинок. Например, игра «Расскажи сказку», в которой нужно не только рассказать сказку, но и разложить сначала картинки по порядку.

В речи детей встречаются ошибки в употреблении суффиксов.

Интересный прием, с помощью которого хорошо вводить в активную речь ребенка слова, содержащие суффиксы, - совместное «чтение» текстов, содержащих пиктограммы. Я читаю текст, а ребенок называет картинки, расположенные в тексте. Этот прием развивает внимание, а к тому же может побудить его к чтению.

Для усвоения антонимичных прилагательных, обозначающих пространственные признаки можно поиграть в игры «Высокий - низкий», «Тяжелый - легкий», «Скажи наоборот» и другие.

Формирование грамматических навыков у детей происходит в процессе бытового общения, во время свободной игры с игрушками, на прогулках.

Игры типа «Назови, что видишь?» обучают умению образовывать относительные прилагательные (деревянный стул, стеклянная банка и т. д.)

Игры типа «Кто закончит правильно предложение», вводят в активную речь детей предложения с однородными членами, закрепляют родовые понятия и учат классифицировать слова – предметы по заданным группам. Игра проводится с предметными картинками.

Четкость речи, хорошая дикция вырабатывается у ребенка, который знает много стихов наизусть, которого тренировали в произнесении чистоговорок и скороговорок. Ели ребенок ошибся в произнесении какого-то слова, то нужно просто назвать слово правильно.

Такие игровые упражнения как правило очень нравятся детям, вызывают много положительных эмоций у детей.

Например, «Са-са-са - на траве роса.

Ца-ца-ца – лужа у крыльца.

Слишком много ножек у сороконожек» и другие.

Игры на звуковой анализ слова совмещаю с любой деятельностью ребенка : со свободной игрой с игрушками, с рассматриванием картинок.

Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове дошкольнику легче передать в игре. Например, в играх со звукоподражанием: «Пожужжи, как пчела», «Порычи, как собачка» и т. д. Формированию навыка узнавания звука в слове на этапе собственного громкого проговаривания способствуют игры типа: «Кто самый внимательный?», «Звуки спрятались» и др.

Провожу дидактические игры на овладение звукопроизношением («Угадай, какая это птица», «Какой звук пропустил Незнайка»? и др., игры на ведение, закрепление и уточнение лексики («Угадай, что в корзинке?», «Да или нет?», «На чем поедем в гости?», «Что подарим кукле?»); игры на закрепление усвоенных грамматических конструкций и операций («Магазин», «Назови действие», «Что кто видел?» и др.); игры на развитие монологической речи («Почта», «Расскажи о своих гостях», «Семья» и др.); игры на формирование элементов взаимоконтроля, элементарных оценочно – контрольных действий («Так или не так», «Исправь Петрушку», «Скажи, где ошибка» и др.).

Дети очень любят зарисовывать свои мысли и представления. Нам очень нравится игра «Составь сказку по своему рисунку» (в приложении). Эта игра доставляет удовольствие детям.

Все это способствует развитию речи дошкольников, так как побуждает к игровым действиям, к общению друг с другом.

Самый большой интерес вызывают игры, которые обеспечивают ребенку психологический комфорт. Будь это сюжетно-ролевая игра, или подвижная игра или дидактическая игра. Они обеспечивали условия для создания у детей положительного эмоционального состояния.

Рассмотрим подробнее игры, направленные наразвитие связной речи ребенка-дошкольника. Например:

Сюжетно-ролевая игра.

Цель: расширить словарный запас, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений. Центральным моментом сюжетно-ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, старается действовать как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим отождествляет себя с ним. Игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых.

Игры на развитие мелкой моторики. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга и доказывают, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные нарушения в психофизической сфере ребенка. Развитие движений пальцев рук взаимосвязаны с речевой функцией. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:

Пальчиковый театр - увлекательная дидактическая игра, которая:

-стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка со следующими понятиями: форма, цвет, размер;

-развивает воображение, память, мышление, внимание;

- помогает совершенствовать словарный запас и активизирует речевые функции.

Игры - шнуровки, содействуют развитию :

-сенсомоторной координации;

- пространственного ориентирования, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»

-творческих способностей.

Игры с крупой и семенами.

Крупа универсальный материал. Берем поднос и рассылаем по нему мелкую крупу (например, манку). Затем можно нарисовать простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги, домик, солнышко.

Мешочки с крупой упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

Упражнения с бусинами.

Отлично развивает мелкую моторику разнообразное нанизывание. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, листьев деревьев, ягод рябина и др. Величина бусин зависит от возраста ребенка.

Дидактические игры.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, правила, действия. Для развития связной речи детей используют следующие виды дидактических игр:

- игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и др.);

-настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото,

-словесные игры. Например, игра «Отвечай быстро» ( цель: упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении, упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными). Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте считается главным компонентом в развитии и в будущем успешном обучении в школе. Основным показателем готовности ребенка к школьному обучению является усвоение родного языка, как средства общения. Для этого ребенку необходимо иметь:

1. Нормативное звукопроизношение;

2. Сформированность фонематических процессов;

3. Сформированность навыков словоизменения и словообразования.

Ребенок должен использовать все перечисленные умения для развернутого высказывания, которое обеспечивает общение и взаимопонимание.

Каждый ребенок активно знакомится с родным языком в дошкольном и младшем школьном возрасте. Закрепить знание родного языка поможет игра, как основной вид деятельности ребенка этого возраста. У детей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в играх, что приводит к закреплению полученных на логопедических занятиях знаний. В дальнейшем это поможет более успешно овладеть материалом по русскому языку и чтению.

Все игры для речевого развития можно условно разделить :

1. Игры для формирования звукопроизношения;

2. Игры для развития дыхания;

3. Игры для развития подвижности артикуляционного аппарата;

4. Игры для развития мелкой моторики;

5. Игры для расширения словаря;

6. Игры для развития грамматических представлений.

Игровые упражнения на уроках по развитию речи

В первом классе обучаются дети, которым нет еще и семи лет. Они очень подвижны и энергичны, быстро утомляются от однообразной деятельности. Время их продуктивного мышления около десяти минут.

Для того, чтобы привлечь внимание школьников к уроку, необходимо использовать эффективные методы, заинтересовать детей чем-то новым и увлекательным.

Одним из таких методов является использование игровых упражнений на уроках обучения грамоте. Игра оказывает большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности дошкольников, помогает более качественно усвоить сложный программный материал, закрепить его усвоение на занятиях, поэтому она является одним из продуктивных методов обучения в детском возрасте.

Включения в уроки игр и игровых моментов делает процесс обучения наиболее интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес дошкольников к занятию.

Игровые упражнения на воспитание звуковой культуры речи

«Какой звук потерялся?»

Цель: развитие фонематического слуха детей.

Например: На полке лежит кни…а. В небе раздался …ром.

«Найди лишнее слово»

Цель: развитие фонематического слуха детей.

Например: кошка, каша, мама, крупа.

«Какое слово поучилось?»

Цель: развитие фонематического слуха детей.

Например, нужно заменить последний звук в совах на звук [С] : век, лев, нож, труд.

Таким образом, значение игры в развитии речи ребёнка трудно переоценить.

По данным психологов, успешностью в дальнейшем обучении в школе отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – игрой.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста посредством игровой деятельности
Опубликовано: 18 июля 2024 в 22:42
+112Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста посредством игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД