Наталья Ботвинова
Ручной труд как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Публикация «Ручной труд как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Темочки
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
В своей работе мы сочетаем трудовое воспитание с региональным компонентом.
Региональный подход в сфере образования позволяет возрождать язык и культуру конкретного региона, позволяет обеспечить эффективное управление, планирование, способствует развитию сферы образовательных услуг и обеспечивает многообразие образовательного пространства России. Развитие образования в этом направлении закреплено в национально-региональном компоненте государственных образовательных стандартов. При этом единое образовательное пространство гарантируется федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
В трудовом воспитании дошкольников важное место принадлежит занятиям трудового обучения, учитывающим национально-региональный компонент и активно включающих воспитанников в выполнение разнообразных видов труда.
Как показал опыт, народное искусство передает духовную культуру своего народа, раскрывает его своеобразие, знакомит человека с его прошлым, с представлениями предшествующих поколений об окружающей действительности, с их эстетическим опытом, стремлениями, мечтами, идеалами, традициями. Знакомство в яркой, доступной форме с народным искусством в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников развивает у них художественный вкус, вырабатывает потребность ориентироваться на духовные ценности своего народа, следовательно, оно незаменимо в плане этнокультурного развития.
Сегодня мы рассмотрим одну часть из трудового воспитания- ручной художественный труд.
Художественный труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др., исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.
Художественный ручной труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).
Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному.
2. Принцип систематичности.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Принцип последовательности.
Занятия с детьми можно проводить по следующей схеме:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Содержание художественного труда дошкольников составляют :
v Работа с тканью, нитками: В презентацию хорошо бы картинки!
- декоративная аппликация,
- коллажи из ткани, бисера, бус,
- плетение, ткачество;
- изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров;
v Работа с природным материалом:
- изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика,
- изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,
- плетение из прутьев, сухой травы,
- составление декоративных букетов,
- оформление живого уголка;
v Работа с бумагой, картоном:
- аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом,
- изготовление декоративных панно, открыток;
- изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.
v Работа с глиной, тестом, гипсом:
- создание декоративных украшений,
- создание панно для оформления интерьера,
- изготовление мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды;
v Работа с бросовым и искусственным материалом:
- вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки,
- изготовление декоративных украшений и предметов быта,
- изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха.
Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов, для которых характерно следующее:
– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;
– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);
– вовлечение в проектную деятельность других людей — взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;
– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;
– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции).
Также одной из форм является создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных, в этом процессе принимают участие педагоги, родители и сами дети.
Формы представления результатов продуктивной деятельности:
организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т. д. ,
открытые мероприятия,
участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, района, Российской Федерации.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что главной задачей трудового воспитания является формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности. Необходимо углублять и закреплять представления детей о труде взрослых, воспитывать интерес и уважение к нему. Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка. Трудовое, нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями семьи и общественности.
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
Занятие. «Русская народная игрушка «Птица Счастья»»
Цель:
-Формирование и расширение представлений о самобытности и культурном наследии Кемеровской области у воспитанников через изготовление традиционной народной игрушки для встречи весны.
Задачи:
- Закрепить знания детей о зимующих птицах Кемеровской области, умения создавать объёмную фигуру, конструировать из предложенного материала.
-Учить детей изготавливать птичек из ткани;
-Развивать интерес к народным традициям при встрече весны;
-Развивать воображение и творческие способности, эстетический вкус, самостоятельность и инициативу;
-Прививать навыки культуры ручного труда через изготовление и представление своей работы;
Воспитывать любовь к природе, желание заботиться и оберегать её и отражать впечатления в художественном творчестве.