Татьяна Белова
Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей у обучающихся коррекционной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Современные принципы личностно-ориентированного образования, потребовали новых методов обучения, которые реализовали бы принцип связи обучения с жизнью и формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся, формировали и развивали, умения (исследовательские, рефлексивные, самооценочные, и не просто умения, а компетенции (т. е. умения сопряженные с опытом их применения в практической деятельности). Такими методами могут стать проекты, практические и творческие работы, что отражено и в ФГОС.
Публикация «Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей у обучающихся коррекционной школы» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию.
В настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Метод проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Это способ достижения образовательного результата через разработку проблемы. Важно то, что результат практический, вполне реальный и осязаемым. Как раз то, что необходимо для детей с интеллектуальными нарушениями.
Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям.
Через применение проектного метода педагог решает следующие задачи:
обучение планированию;
формирование навыков выбора подходящей информации и правильного ее использования;
помощь в освоении детьми окружающей действительности, всестороннее изучение ее;
формирование умения наблюдать;
развитие внимания, памяти, речи, воображения;
развитие внимания, памяти, речи, воображения;
Именно с помощью проектной деятельности педагог старается развить и максимально приблизить детей с нарушениями в развитии к норме и благополучному вхождению в социум. Для коррекционного педагога это не простая задача, так как социум не всегда готов принять особенного ребёнка как себе равного, поэтому требуется максимально продуманных действий не только при создании творческой деятельности в виде проекта, но и при представлении его в обществе наравне с другими нормально развивающимися, а возможно одарёнными детьми.
Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей (уровня интеллектуального и физического развития) могут самостоятельно выполнить задание, поэтому педагог совместно с учениками в обсуждении определяет тему проекта, ставит цели и задачи предстоящей работы, определяет направления работы.
Для учеников начальной школы применимы следующие виды проектов :
игровые; практические; творческие; исследовательские.
Исследовательские проекты – для детей с УО не всегда актуальны (но возможны)
- из-за отсутствия у детей сформированных приемов: анализа, сравнения и др.
Практический проект.
В нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике, прихватка для кухни) или используются, например, в оформлении (создаем цветочные клумбы).
- Помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать.
Игровой проект.
В нем дети играют конкретных персонажей. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
- Способствуют развитию активности в силу возможностей и способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки.
Результатом творческого проекта - может быть спектакль, сказка, постановка.
Проект может представлять собой и творческую, и игровую, и практическую деятельность детей одновременно.
При организации проектной деятельности встречается много трудностей, но положительные результаты ее очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения) ;
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
– в более старшем возрасте, профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии).
Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.
Конечно, учитывая особенности таких детей, накладываются естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
В результате участия в проектной деятельности развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формирует инициативность, самостоятельность, учит жить по законам красоты, способствует успешной социализации и является одним из важнейших компонентом воспитания в интересах, человека, общества, государства.