Выступление на методическом объединении «Развитие творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 .
Слайд 2.
Рада всех сегодня видеть.
Слайд 3, 4 .
Я долго думала, как же преподнести вам то, над чем работала, о чём думала, за что болела. Взяла свои планы самообразования, темы, по которым прежде проходила аттестацию, конспекты занятий и консультаций и пришла к выводу, что не могу определиться, какая тема мне ближе.
И не потому, что не нашлось подходящей темы или не накопила достаточного опыта, а потому, что не смогла остановиться на чём-то одном.
Почему же так сложно выбрать, что-то определённое? Может, у вас есть ответ?
Слайд 5 .
Публикация «Выступление на методическом объединении „Развитие творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
Конечно. Как же можно из такого количества интересных вещей выбрать что-то наиболее важное. Мы, воспитатели, как дети, нас привлекает всё и сразу. Я думаю, это потому, потому, что мы люди другого склада. Творческого.
Очень часто творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Что же такое – творческие способности на самом деле?
Слайд 6.
Слайд 7.
Детское творчество – это одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Большое количество коллективов учёных работали над проблемой развития творческих способностей. Гипотез выдвигалось великое множество и каждая по-своему оправдана. Но из всех исследований можно выделить основные направления в развитии творческих способностей:
Слайд 8.
Слайд 9.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени утрачиваются. Поэтому наша задача как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Добиться развития творческих способностей не так уж и сложно. Элемент творчества присутствует в любом виде детской деятельности.
Но, как и любая другая деятельность, так развитие творческих способностей возможно при соблюдении нескольких условий:
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12.
Слайд 13.
Слайд 14.
Слайд 15.
Какие же бывают виды детского творчества?
Слайд 16 .
Психологи выделяют следующие виды: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.
Слайд 17.
Детское творчество в области искусства способствует художественному образова-нию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное детское творчество отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом.
Слайд 18.
Изобразительное творчество является самым массовым среди детей дошкольного возраста. Сначала ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в последующие годы рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом.
Слайд 19.
Изобразительное детское творчество создаёт основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Слайд 20.
Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. Слайд 21.
В этот период, литературное творчество является частью игры и его сложно отде-лить от других видов детского творчества: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза, приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания.
Слайд 22.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Слайд 23.
Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов. В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов.
Слайд 24.
Музыкальное творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Оно имеет большое значение в восприятии ребёнком окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка.
Слайд 25.
Музыкальное детское творчество — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального детского творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.
Творчество дошкольников представляет собой сложную переработку полученных представлений, дополнение одних образов элементами других, — это необходимая ступень в развитии подлинного творческого воображения. И мы, взрослые – родители, психологи, воспитатели — должны поддерживать и поощрять его развитие.
В нашем детском саду, как, наверное, и в любом другом дошкольном образовательном учреждении особое внимание уделяется развитию творческих способностей дошкольников.
Уже никому не надо объяснять, что это - важнейшая сторона воспитания и развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Одним из важных компонентов работы по воспитанию творческих способностей в ДОУ является организация образовательного процесса.
Свою работу педагоги стараются строить в трех направлениях:
Слайд 26.
Работа с детьми ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции:
Слайд 27.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:
Слайд 28 .
Слайд 29.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой дея-тельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительст-вом.
Слайд 30 .
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; успешно участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках и студиях нашего ДОУ и других образовательных объединений нашего города.
Слайд 31 .
Также в нашем детском саду реализуется дополнительное образование через работу кружков эстетической направленности, такие как кружок «Весёлая кисточка», «Оригами».
Занятия в них способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают формированию эстетического отношения к окружающему миру, развитие природных данных детей, их проявлению и дальнейшему совершенствованию.
Немаловажное значение, а, возможно, и самое важное значение в деле развития детского творчества имеют согласованные усилия дошкольного учреждения и семьи.
Слайд 32.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.
В нашем детском саду прошли такие конкурсы «Лучший детский новогодний кос-тюм», «Лучший новогодний костюм для взрослого», «Книга своими руками», «Ёлочная игрушка», «Портфолио ребёнка», «Дары осени», «Кормушка для пернатых гостей», «Отблески жаркого лета», «Умелые руки», фотоконкурсы «Зимние забавы», «Я люблю свой город», «Отблески жаркого лета» и многие-многие другие.
Все это помогает сделать родителей союзниками и единомышленниками воспитателям в деле воспитания детей.
Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в творческий процесс.
Но, не смотря на очевидные факторы, способные повлиять на развитие творческих способностей дошкольников, есть и факторы, способные его затормозить.
Слайд 33.
Самый главный «враг» творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.
Другой враг творчества – это чересчур высокая самокритичность, боязнь ошибок и несовершенств. Каждому, кто стремится развить в себе творческие способности, следует помнить, что неудовлетворенность – фермент нового. Она обновляет творчество. Ошибки – обычные и неизбежные спутники достижений.
Третий серьезный враг творчества – лень и пассивность. Даже маленькую задачу надо выполнять с полной отдачей.
Слайд 34.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Работа над развитием творчества детей повлияла и на развитие моего. Оно носит нестандартный характер и созвучно с названием 2013 года, который назван «Годом охраны окружающей среды» в Башкортостане.
Слайд 35.
Этой эмблемой я могу озаглавить свой мини-альбом. Главная идея моего творчества – дать вторую жизнь ненужным вещам.
Слайд 36, 37, 38.
Исходя из всего вышесказанного, думаю, творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
Спасибо за внимание.