Марина Савушкина
Выступление на ГПО по социально-коммуникативному развитию. Приобщение детей к народной культуре через народные праздники
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Д. С. Лихачев.
В последнее время возрос интерес к национальной культуре. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного, социально-коммуникативного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.
Публикация «Выступление на ГПО по социально-коммуникативному развитию, Приобщение детей к народной культуре через народные праздники» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Академик Д. С. Лихачев говорил: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о культурном прошлом… Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что становится все более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое окружало его с первого дня рождения.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Каждое время года хорошо по-своему. Весна радует сердце веселыми брызгами солнечных зайчиков, Лето – наполняет душу ароматом трав, осень – восхищает радугой ярких красок, а зима – самое волшебное время года! Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши, прабабушки и прадедушки на шумные посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы, встречая и провожая гостью свою дорогую – Масленицу.
Масленица – самый любимый в народе праздник. Он отражает всеобщую радость и ликование в связи с приближением долгожданной весны, с расцветом природы и самого человека. Сколько бы ни отличались между собой в разных уголках старой России масленичные обычаи и обряды, общий характер и основа праздника были одинаковы – это борьба сил Зимы и Весны, завершающаяся сожжением Масленицы (олицетворения холода и тьмы) и всеобщим праздничным весельем : катанием на лошадях, с гор, на льду, «пиршеством» в центре которого были блины – символ солнца и вместе с тем – поминальная трапеза по отжившей свое Зиме (по древней традиции, Масленица сочетала также и поминовение усопших родственников, и чествование молодоженов). Масленицу открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили следующее приветствие: «Звал – позвал честный Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах наваляться, сердцем натешиться…» После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица!»
В старину самым распространенным и любимым, особенно у детей был обряд «закликания весны» (народный праздник «Сороки», проводится 22 марта.) Обряд сопровождался пением или выкрикиванием специальных весенних песен – веснянок,закличек, смысл которых – приглашение-призыв весны, птиц. Кликание должно было способствовать наступлению весны, приближению тепла и света. Из теста выпекали фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Печенья назывались «грачами», «жаворонками» или просто «птичками». Дети подкидывали «жаворонков» вверх, бегали с ними, изображая полет птиц. (Сценарий «Закликание весны»).
На Руси весну встречали 7 апреля, на Благовещение. В этот день звонили колокола, звали людей в храмы поклониться Богородице, в этот день на Руси было принято делать добрые дела, освобождать птиц, выпуская их из клеток на волю. (Сценарий праздника «Встреча весы – Благовещение»).
Пасха – величайший христианский праздник, наступающий в воскресенье, после семинедельного Великого поста. Светлое Христово Воскресенье – день, в который совершился переход от смерти к жизни вечной. Празднование длится неделю. Люди поздравляют друг друга с праздником, обмениваются крашенными яйцами. Любимой пасхальной забавой было катание яиц с бугорочка. С Пасхи начинались веселые развлечения молодежи : пели веснянки, водили хороводы, качались на качелях. (Сценарии «Пасхальный колобок», «Пасхальный сюрприз»).
После Пасхи, через сорок дней наступает праздник Вознесение. Иисус Христос был вместе с учениками — апостолами на горе, и вдруг он стал подниматься вверх. Ученики долго смотрели, пока светлое облако не загородило его. Как считают верующие люди, Христос вернулся к Богу-Отцу и воссел рядом с ним. Этот день христиане назвали Вознесением и стали торжественно отмечать это событие как праздник. В этот день пекли пироги с зеленым луком. Украшали пироги по- особому: сверху из теста выкладывали лесенку с семью перекладинами или пекли лесенки. Девушки на Вознесение завивали березку. «Завивали» — значит, украшали березку цветными лентами, тесемками, ветви заплетали в венки и косы. Под березкой расстилали скатерть и клали угощения.
Через десять дней наступал другой большой праздник «Троица», в честь Божественной или Святой Троицы. Это Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Святой Дух. В этот день в церквях торжественно звонят в колокола и поют праздничные песнопения. Церкви и дома украшали березкой, травой, цветами. Русский народ очень любил этот праздник и веселился в этот день от души. Завивали венки из березы, цветов. Пели песни и водили хороводы в лесу. (Сценарий «Вознесение, Троица»).
И это только весенние праздники, а, сколько еще и летних, и осенних, и зимних!
Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка.
А. П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, – оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы». Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественно.
Следует учесть и важность донесения данной работы до родителей. Это могут быть различные ширмы, папки – передвижки, участие родителей в днях открытых дверей, утренниках, развлечениях.
Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась во Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры. Приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.